Путешественники выбирают карты международных платежных систем
Если проблема дискриминации существует, то это очень серьезно. Ведь, по оценке генерального директора представительства Visa в России Лу Наумовски, сегодня на российском рынке обращается около 14 млн. карт. И количество их будет только увеличиваться, причем очень быстро.
Все больше банков начинают выпускать карты, завлекая граждан низкими тарифами на обслуживание либо разнообразием сопутствующих услуг. Согласно информации Банка России, за минувший год количество кредитных организаций - эмитентов банковских карт выросло более чем на 20% - с 480 до 581.
Очевидно, что наличие пластиковой карты международной платежной системы облегчает ее владельцу комфортность путешествия за рубеж. Хотя необходимо определить валюту счета.
Резон здесь такой. Если счет открыт в рублях, то за платеж в долларах или евро с него будет списан определенный процент комиссии за конвертацию. Поэтому нашим людям, скажем, едущим в Европу, имеет смысл приобретать карточки, привязанные к счету в евро. По словам старшего вице-президента Альфа-банка Владимира Изутина, карты в евро стоит приобретать в том банке, который производит расчеты с платежной системой в евро. В этом случае отсутствует необходимость конвертации валют при оформлении платежей, поскольку валюта операции, валюта расчетов и валюта карточного счета совпадают, считает Владимир Изутин.
Проблемы карточек российских банков за рубежом: что говорят банкиры...
Естественно, абсолютное большинство россиян едут за границу с карточками, выпущенными российскими банками. И сегодня отечественные банкиры очень редко вспоминают о каких-либо проблемах с выпущенными ими картами.
Впрочем, не так было в 1998-1999 годах. По словам начальника управления пластиковых карт банка "ЗЕНИТ" Сергея Молева, случаи отказа в приеме к оплате карт российских эмитентов носили массовый характер после августа 1998-го и в течение 1999 года. В тот период иностранные банки закрывали свои терминальные сети для российских карточек, опасаясь дефолта эмитентов. Были случаи, когда они не получали денег за произведенные операции и репрессивные меры распространялись на всех российских эмитентов.
Начальник управления неторговых операций банка "ГЛОБЭКС" Денис Хренов подтверждает, что известны случаи, когда сразу после кризиса 1998 года карты российских банков обслуживать отказывались. Сейчас же, по его словам, с дискриминацией держателей карт за рубежом банк не сталкивался. Банкир объясняет, что карты, эмитированные банками - членами платежной системы, по сути, не имеют национальности.
Начальник управления банковских карт банка "Возрождение" Дмитрий Лагунов рассказал "НГ", что, например, в Германии существует ограничение на выдачу наличных по картам российских банков. В Швеции во многих торговых точках отказывают в обслуживании карт Visa Electron, объясняя это высоким уровнем риска.
Все опрошенные "НГ" банки сходятся в том, что у россиян есть средства борьбы с подобной дискриминацией. Денис Хренов рекомендует держателю карты предоставить в свой банк как можно больше сведений о ситуации, когда ему было отказано в приеме карты. Идеально получить от торговой точки письменное объяснение.
Сергей Молев отмечает, что о фактах дискриминации по национальному признаку банк информирует платежную систему. К банку, обслуживающему организацию, в которой произошел инцидент, в соответствии с правилами будут применены санкции (от предупреждения до штрафа). Хотя какое-либо возмещение держателю карты не предусматривается.
Все банки считают, что дискриминация по национальному признаку - скорее исключительный случай. По мнению представителей финансовых организаций, большее внимание следует обращать на безопасность транзакций по картам. И здесь не имеет значения, кем выпущена та или иная банковская карта.
Банки традиционно рекомендуют своим клиентам внимательнее относиться к использованию карт в странах с высоким уровнем мошенничества. Таковыми считаются государства Юго-Восточной Азии, Южной Америки, некоторые европейские страны. Конечно, по словам Сергея Молева, меры предосторожности необходимо соблюдать всегда и везде. Дмитрий Лагунов также рекомендует быть внимательнее в Таиланде, Сингапуре, Малайзии. По его мнению, такая необходимость связана с низким уровнем безопасности расчетов в этих странах. Невнимательность держателя позволяет мошенникам копировать карту во время обслуживания в торговых точках указанных стран, в результате чего по этой карте в дальнейшем проходят несанкционированные операции. В банке "Возрождение" считают, что в случае возникновения подозрений более целесообразно расплачиваться наличными.
...и что - пользователи
Корреспондент "НГ" пользуется картами российских банков еще с 1997 года. Ни в одной из стран - Финляндии, Швеции, Великобритании, Мальте, Тунисе, Испании и маленькой Андорре - проблем с их использованием (как для платежей, так и снятия наличных денег) не было. Хотя в конференции "Отдых и путешествия" интернет-портала www.auto.ru говорят, что у некоторых путешественников были проблемы с дебетовыми карточками. Так, по словам одного из посетителей, проще иметь подобную карточку, выпущенную в той стране, в которой собираешься ее использовать. Но это не значит, что ею нельзя пользоваться в другой стране: просто многие отказы в обслуживании связаны со сбоями на линиях связи.
Российские банковские карты, как правило, свободно принимаются на автозаправках в Скандинавии. Хотя, по рассказам аборигенов, в процессе заправки очень легко перескочить с выбранного английского языка на, скажем, финский... И тогда могут возникнуть проблемы - впрочем, понятно, что они связаны не с банком или платежной системой, а попросту незнанием местного наречия. Некоторые заправки берут только уникальные карты, предназначенные для оплаты услуг в рамках этой сети.
Иногда отказ в приеме к оплате, по словам опытных путешественников, может быть связан с настройками терминала, через который "прокатывают" карту. В его настройках есть перечень регионов, карты которых он может принимать или не принимать. С подобным наши люди сталкивались в Норвегии и в Швеции. Но это были единичные случаи, и, как правило, проще пойти в соседний магазин, в котором терминал настроен правильно.
Еще один вариант, когда пользователю может показаться, что его дискриминируют, связан с состоянием счета держателя карты. Списания с него могут происходить не ежедневно, и поэтому деньги убывают "скачками". И перерасходовать средства легче, если у держателя карты рублевый счет: когда делали покупку, был один курс, а когда производили сверку итогов - курс вырос. Результат - перерасход (овердрафт).
Иначе говоря, вряд ли стоит говорить о какой-то целенаправленной дискриминации карточек по национальному признаку. И российские банки, и пользователи сходятся в том, что подобные случаи исключительно редки и, как правило, возникают из-за внутренних проблем тех или иных банков, торговых точек, да и невнимательности самого владельца.