Вчера председатель правительства России Михаил Касьянов выступил в Государственной Думе по проблемам жилищно-коммунального хозяйства. Речь премьер-министра вылилась в признание: дела в отрасли обстоят крайне плохо, и реформа практически не идет. Число аварий растет (см. диаграмму). Этой зимой без отопления осталось 4 тыс. домов, в которых проживают около 350 тыс. жителей. Половина тепла и воды теряется в давно не ремонтировавшихся коммуникациях.
Депутат Петр Романов заявил на этом же заседании Думы, что на самом деле зимой замерзали города с населением более 17 млн. человек. Вполне возможно, что эта цифра достоверна: в поле зрения правительства попадают только крупные аварии, когда отопление отключается более чем на 36 часов.
Правительство недовольно отсутствием властных полномочий...
В дебатах между Михаилом Касьяновым и депутатами явно вырисовалось обстоятельство, равно неприятное и для правительства, и для его критиков. В реальности у федеральной исполнительной власти нет ни возможностей, ни полномочий влиять на происходящие в жилищно-коммунальном хозяйстве процессы. По законодательству ответственность за ЖКХ лежит на местных властях. Правительство разрабатывает новые модели экономических отношений в сфере жилья, но внедрять эти модели должны администрации городов по своему усмотрению. Как признал сам Касьянов, реально прислушались к рекомендациям правительства лишь в Москве, муниципальных образованиях Чувашии и Татарстана, Череповце и еще нескольких городах. Во всех остальных городах и регионах, по признанию премьера, жилищно-коммунальная реформа свелась к повышению тарифов, причем в некоторых субъектах Федерации население оплачивает уже более 100% стоимости коммунальных услуг.
В ближайшее время центральные власти хотели бы реструктурировать огромную просроченную задолженность жилищно-коммунальных предприятий. Однако и здесь с полномочиями федерального Центра не все ясно. Значительную часть этой задолженности составляют долги перед местными бюджетами и поставщиками топливно-энергетических ресурсов.
...и самодеятельностью регионов в электроэнергетике
Особая головная боль властей - тарифы на электроэнергию, величина которых чрезвычайно чувствительна для жилищно-коммунальных предприятий. По закону за средний уровень роста тарифов для конечного потребителя отвечает правительство России. Однако в реальности контролируемые губернаторами региональные экономические комиссии (РЭКи) повышают отпускные тарифы на электроэнергию, не считаясь с мнением федеральных властей. В свое время правительство добивалось преобразования РЭКов в подразделения федеральной экономической комиссии (ФЭКа), но парламент ему в этом отказал. Единственное, что может ФЭК, - это пересматривать решения РЭКов по жалобам потребителей электроэнергии. Но местные потребители почему-то не пользуются этим правом.
Тем самым премьер подсказал депутатам способ, каким они должны действовать. Однако последним явно нужно было услышать обещание от главы исполнительной власти, а когда этого сделать не удалось, от некоторых из них послышались комментарии на тот счет, что они будут крепко думать о своем голосовании за пакет законов по электроэнергетике, второе чтение которого намечено на 14 февраля.
Впрочем, такие слова в основном произносили депутаты из ОВР и "Регионов России". Другие представители центристов уверяли, что тех заявлений, которые сделал председатель правительства, им вполне достаточно и успех пятничного голосования у них сомнений не вызывает. Тем не менее постановление о грубом нарушении порядка установления тарифов региональными властями вчера было вынесено на обсуждение нижней палаты. Более того, фракция ОВР предложила коллегам дополнить данную бумагу предложением выразить недоверие Федеральной энергетической комиссии, которая, на их взгляд, не справилась со своими обязанностями государственного регулирующего органа.
Касьянов будет стимулировать местные власти
Правительство не теряет показной бодрости и говорит, что к субъектам Федерации будет применяться "система стимулов". По всей видимости, речь идет о том, что предоставление финансовой помощи регионам из федерального бюджета будет ставиться в зависимость от тех или иных действий местных администраций. Что-то подобное власти уже пытались проводить этой зимой, когда заявляли, что помощь при авариях будет оказываться только тем регионам, которые сами предпринимают необходимые меры. На практике этот подход больно бьет по населению: если в каком-то городе не повезло с администрацией, то и общероссийская власть ему помогать не будет. К тому же проблема чаще всего заключается не в качестве администраций, а в бедности муниципалитетов, которая, в свою очередь, во многом порождена проводимой правительством политикой бюджетной централизации.
Правительство собирается воспользоваться своими правами в области технического регулирования. Важным инструментом реформирования жилищной сферы станет пересмотр технических стандартов. Будет запрещено использование некоторых несовременных материалов, в частности, применяемых для теплоизоляции. Обязательным станет установка счетчиков расхода тепловой энергии и воды. Стандарты обещают сделать более привязанными к местным условиям, кое-где государство откажется от системы централизованного отопления.
Кроме того, с 2004 года федеральный Центр начнет участвовать в софинансировании программ модернизации ЖКХ. Вполне возможно, что вскоре опять встанет вопрос о централизации системы тарифообразования.
Как сказала корреспонденту "НГ" заместитель директора направления "Городское хозяйство" Института экономики города Марина Шапиро, до самого последнего времени считалось, что вопросы ЖКХ могут решать местные власти в рамках общей нормативной базы. И только недавно стало ясно, что отрасль невозможно вытянуть, не решив некоторые вопросы на федеральном уровне. Прежде всего федеральный Центр должен заняться реструктуризацией кредиторской задолженности ЖКХ, которая за 2002 год возросла на 7,5% и достигла 269 млрд. руб. Кроме того, федеральная власть обязана установить новые правила, регулирующие систему оплаты жилья, финансовую ответственность бюджетов разных уровней и экономические отношения между субъектами отрасли.