Западные аналитики расценивают действия British Petroleum как часть новой, рискованной стратегии. И это значительно дополняет радужную картину, рисуемую российскими официальными лицами по поводу сделки британцев с тюменцами.
Сразу после объявления о сделке British Petroleum с ТНК рейтинговое агентство Standard & Poor"s сообщило, что дает "негативный прогноз" долгосрочным кредитным рейтингам британской компании и связанным с ней структурам. В парижском офисе Standard & Poor"s корреспонденту "НГ" сообщили, что сейчас необходимо заново оценить, насколько изменится способность British Petroleum обслуживать свои финансовые обязательства в результате заключения сделки с ТНК и в свете не очень успешных итогов работы компании в 2002 году. В соответствии с данными, опубликованными за день до объявления об инвестиционном проекте в России, выручка британской компании снизилась в 2002 году на 25%.
Лондонская газета Guardian пишет, что British Petroleum российским инвестиционным проектом пытается подвести черту под годом неудач. По мнению издания, BP теперь делает ставку на "политически неустойчивые страны", к которым в Великобритании - наряду с Анголой, Азербайджаном и Тринидадом - относят и Россию.
Скептически оценивают сделку и за океаном. Американская New York Times цитирует слова одного из руководителей Royal Dutch/Shell Вальтера ван де Вийвера: "Все крупнейшие нефтяные компании в той или иной степени работают в России. И всем нам трудно запустить проекты.
Очень легко вложить деньги, но насколько просто их вытащить отсюда? Риски в России остаются". Поэтому, считают здесь, вряд ли другие нефтяные гиганты поторопятся последовать примеру British Petroleum.
Ведущий аналитик лондонского офиса инвестиционной компании Renaissance Capital Адам Ландес сообщил "НГ", что эксперты гораздо больше рады за ТНК, чем за BP. В инвестиционных кругах, считает Ландес, есть серьезная озабоченность тем, что британская компания уходит из своих традиционных регионов (Северное море и Аляска). По его словам, смешанные чувства вызывает и цена сделки. С учетом долгов ТНК объем вложений British Petroleum кажется чересчур высоким. А получаемые в результате сделки активы не представляют собой ничего особенного ни с точки зрения их размеров, ни с точки зрения качества.
Впрочем, по мнению аналитика, эта сделка будет иметь серьезные последствия для нефтяного сектора России. Решения об инвестициях в Россию со стороны мировых лидеров будут приниматься быстрее, а российские компании будут стремиться оценить себя подороже. И первыми претендентами на продажу, вероятно, станут ЮКОС или "Сибнефть".
Григорий Выгон из Института финансовых исследований согласен с тем, что подобная сделка - это позитивный сигнал для России. Компания с мировым именем, вкладывая большие деньги, дает понять, что она готова работать на равных с россиянами условиях. То есть ее вполне устраивает инвестиционный климат. Standard & Poors же, по его мнению, просто "дуют на воду", поскольку боятся запутанности с активами тюменцев и падения мировых цен на нефть.
Впрочем, по его словам, пример BP нетипичен. На российском рынке она работает уже свыше пяти лет, и ее взаимоотношения с ТНК прошли путь от конфронтации до дружелюбного партнерства. Иначе говоря, British Petroleum смогла полностью освоить специфику российского бизнеса. А вот когда к нам начнут приходить компании без такого опыта работы в России - только тогда можно будет говорить о новом качестве инвестиционного климата.