По сообщениям из информированных источников, Минобороны РФ при поддержке Комитета по военно-техническому сотрудничеству (КВТС) и госпосредника по продажам вооружений "Рособоронэкспорта" намерено поставить на правительстве вопрос о том, чтобы часть средств от продажи вооружений целевым порядком вносилась на счета военного ведомства. Соответствующие предложения на имя председателя правительства уже направлены. Есть большая доля вероятности, что эта идея будет поддержана, поскольку такую точку зрения разделяют другие лоббирующие структуры - представители оборонных комитетов Госдумы и Совета Федерации, Счетная палата и влиятельные чиновники на Старой площади.
В военном ведомстве понимают: в условиях отсутствия глобальных угроз больше, чем есть сейчас (2,65% от ВВП), на отечественную оборону власти тратить не будут. 113 млрд. рублей (3,5 млрд. долларов), которые в этом году будут потрачены на оборонзаказ, составляют всего треть военных расходов, и на них можно закупить лишь единичные образцы военной техники и сделать частичную модернизацию ВВТ. Основная часть оборонзаказа (45 млрд. рублей) будет потрачена на НИОКР, но и этих денег явно недостаточно. (Скажем, такая сумма необходима только на разработку самолета пятого поколения.) Вот и встает вопрос о поиске внебюджетных средств для поддержки и развития новых видов ВВТ для нужд обороны страны. В этой ситуации внебюджетные доходы от оружейного бизнеса, по мнению многих чиновников, самые подходящие для решения вышеназванной проблемы. Время для этого выбрано удачно - правительство как раз обсуждает новую структуру налогов.
Авторы этой инициативы считают, что и конъюнктура в оружейном бизнесе сложилась вполне подходящая. На этой неделе должны быть окончательно подведены итоги продажи Россией вооружений и военной техники за рубеж. По оценкам заместителя Центра анализа и стратегий и технологий Максима Пядушкина, которые подтверждаются заявлениями представителей КВТС, Россия в 2002 году продала оружия на сумму не менее 4,7 млрд. долларов США. Это рекордная цифра, говорящая о том, что наша страна занимает уже 2-е или 3-е место на мировом рынке продаж ВВТ. А если взять количественную сторону (общее число проданных самолетов, стволов стрелкового и артиллерийского вооружения, боеприпасов), то не исключено, что Россия уже стала мировым лидером в этой сфере.
Постановка вопроса о том, чтобы доходы отрасли напрямую направлялись на нужды Минобороны, не нова. Идею передачи части средств от оружейных продаж военному ведомству еще год назад озвучивал министр обороны Сергей Иванов. Не только озвучивал, но и "действовал". Даже планировал поначалу обличить эту идею в форму закона. Но предварительная подготовка проекта, поддержанная думским комитетом по обороне, затянулась. Более успешными оказались административные меры. Как известно, руководитель Минпромнауки Илья Клебанов лишился в прошлом году кресла вице-премьера, и указом президента его "отлучили" от участия в оружейном бизнесе. И теперь, по сути, всем военно-техническим сотрудничеством с зарубежными странами руководит сам министр обороны, поскольку председатель КВТС является его непосредственным подчиненным (заместителем министра).
Эти начинания уже принесли некоторые плоды. На днях глава "Рособоронэкспорта" Андрей Бельянинов заявил, что готов дополнительные доходы от продаж ВВТ направлять не в бюджет, а по согласованию с Минобороны напрямую перечислять эти средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в интересах военного ведомства. Кроме того, на эти же цели, по словам Бельянинова, может быть направлена и часть прибыли его компании. Таким образом, Бельянинов подает оборонным предприятиям пример: не бойтесь расставаться со своими средствами ради переоснащения отечественной армии - деньги вернутся предприятиям с новыми заказами.
Между тем понятно, что на "финансовый оброк" могут быть посажены одни предприятия ОПК (те, что торгуют оружием), тогда как деньги на развитие военных НИОКР будут направлены другим фирмам, в том числе и тем, что вообще не занимаются оружейным бизнесом. В качестве компенсации военное ведомство предлагает уменьшить долю налогов, выплачиваемых оборонными предприятиями в местные и федеральный бюджеты. Называются разные цифры. Они колеблются в пределах 10-15%. Для местных бюджетов это огромные деньги. Скажем, только одно авиапредприятие в Комсомольске-на-Амуре обеспечивает на треть все налогопоступления Хабаровского края.
И здесь уже вступают в силу не только экономические, но и социально-политические факторы. Отчислениями от продаж оружия в пользу МО РФ будут недовольны не только предприятия, но и органы субъектов Федерации, и местные органы власти, а значит, и население. В условиях, когда начинается предвыборная борьба, введение "финансовой продразверстки" - не самое лучшее для завоевания прокремлевскими партиями и движениями военного электора, к которому причисляют работников ВПК. Согласно опросу, который провел Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН среди директоров оборонных предприятий, если в 2001 году правительству доверяли 83% руководителей ВПК, то в 2002 году этот показатель упал до 53%. Не исключено, что в нынешнем году он упадет еще ниже.