На авиабазе индийских ВВС Елоханка близ Бангалора с 5 по 9 февраля проводится международный авиасалон "Аэро Индия-2003".
Пожалуй, ни на одном другом оружейном салоне столь широко не была представлена отечественная техника. Две трети выставленных на летном поле машин построены или спроектированы в нашей стране. На салоне прошла первая масштабная презентация многофункциональных истребителей Су-30МКИ, которые в середине прошлого года начали поступать в индийские ВВС.
Пока в Бангалоре нашими предприятиями подписан один документ - соглашение между российской корпорацией "Иркут" и лидером индийского авиапрома компанией "ХАЛ". Оно впервые в истории предусматривает поставку комплектующих для Су-30МКИ из Индии в нашу страну в рамках совместных программ по производству и модернизации истребителей.
В целом на салоне пока доминирует французская тема. Это неудивительно - продвигать продукцию своих фирм в Бангалор прибыл премьер-министр Франции Лионель Жоспен. Наш авиапром о такой поддержке и не мечтает. Визит большой делегации из Парижа связан с предстоящей большой закупкой Индией лицензии на производство истребителей "Мираж-2000". Параметры сделки не сообщаются, однако известно, что переговоры велись о покупке 126 самолетов по цене примерно 35 млн. долл. каждый.
Ход выставки "НГ" прокомментировал заместитель генерального директора ФГУП "Рособоронэкспорт" Виктор Комардин.
- Виктор Михайлович, насколько важна Бангалорская выставка для нашей страны?
- По размаху экспозиции и значению для российской стороны это лучшая выставка наших вооружений. Конечно, салоны в Париже и Лондоне важны с точки зрения рекламы, но здесь мы демонстрируем то, что уже получили наши заказчики или освоила в производстве индийская промышленность. Это очень важно с учетом того, что "Аэро Индия-2003" набирает вес и становится ведущей выставкой в этом регионе.
- Индия намерена закупить новую партию французских "Миражей". Не означает ли это, что нас вытесняют с традиционного рынка?
- Торговля оружием больше политика, чем коммерция. После наших масштабных контрактов по лицензионному производству 140 Су-30МКИ, после закупки танков Т-90 и лицензии на их производство индийское правительство, во главу угла ставящее диверсификацию поставщиков вооружения, не могло не заключить сделки с двумя своими традиционными партнерами - Францией и Великобританией. Контракт по "Миражам", готовящаяся сделка по учебно-тренировочным самолетам "Хок" - это попытка наших конкурентов лишь подтянуться к достигнутым Россией результатам.
Отмечу и другой момент. Не только от "Рособоронэкспорта" зависят успехи в торговле оружием. На наши позиции влияет качество оружия, выпускаемого отечественной промышленностью, финансовые возможности предприятий ОПК, их способность обслуживать технику. Наконец, наши партнеры внимательно смотрят на то, что поступает на вооружение в ВС России. В этом контексте вести дела с традиционными партнерами, например с Индией, иногда труднее, чем с новыми. У последних, как правило, меньше сложных вопросов к нашим переговорщикам.
- И тем не менее некоторые российские комментаторы говорят о потере позиций на индийском рынке.
- Мы ведем переговоры с Индией по ряду проектов - многоцелевой транспортный самолет, комплексная модернизация истребителей-бомбардировщиков МиГ-27, корабельная тематика. Через некоторое время вы увидите, что конкурентам вновь придется нас догонять.
Бангалор