В следующий понедельник в кредитно-финансовом комитете Госдумы начнется обсуждение трех альтернативных проектов закона о валютном регулировании, внесенных правительством, депутатом Евгением Ищенко и группой депутатов. Глава комитета Валерий Зубов назвал обсуждение этого закона "ключевым вопросом весенней сессии".
Вчера в нижней палате парламента состоялся круглый стол, на котором все заинтересованные стороны провели "первую пристрелку". Обсуждение с ясностью показало: легко и просто правительственному варианту пройти через Федеральное собрание не удастся.
Все дело в том, что правительственный законопроект оставляет за кабинетом министров и Центробанком самые широкие полномочия по ограничению валютных операций. В частности, Банк РФ может заставить тех, кто проводит сделки с иностранной валютой, одновременно резервировать в ЦБ крупные суммы. Разумеется, эти жесткие ограничительные меры будут применяться не всегда, а только в чрезвычайных ситуациях - если над платежным балансом страны и курсом рубля нависнет серьезная опасность. Но какую опасность можно считать серьезной? Текст закона не содержит ответа на этот вопрос, поэтому предприниматели будут в таком случае целиком зависеть от произвола Центробанка. Критики правительства рисуют картину грозящего нам будущего, исходя из того, что предусмотренные законом чрезвычайные меры обязательно и полностью будут применяться. Разумеется, в таких условиях экономика развиваться не может.
Председатель Круглого стола бизнеса России Петр Мостовой назвал правительственный документ "законом о китайской стене или о железном занавесе". Однако представители Центробанка не устают подчеркивать, что вводимые меры будут временными.
Российский союз промышленников и предпринимателей встал в жесткую оппозицию к правительственному законопроекту. Разработанный под руководством председателя налогово-бюджетного комитета РСПП Кахи Бендукидзе альтернативный законопроект внесен в парламент депутатами Виктором Плескачевским, Григорием Томчиным и другими. Закон этот предполагает гораздо большую степень валютной либерализации, а применение чрезвычайных мер ставит в зависимость от четко прописанных в тексте закона условий.
Не в силах противостоять имеющейся у правительства в Думе машине продавливания, лидеры российского бизнеса предпринимают значительные усилия для того, чтобы доказать ущербность правительственного проекта. Каха Бендукидзе объявил, что готов заплатить 75 тыс. долл. тому, кто докажет, что этот проект принесет пользу экономике.
Как это ни странно, но временным союзником бизнеса стал депутат Сергей Глазьев, который до последнего времени считался главным экономистом-теоретиком левых. Глазьев согласен с Бендукидзе в двух пунктах: что правительственный законопроект никуда не годится и что валютное регулирование не должно мешать внешней торговле. Однако Сергей Глазьев требует жесткого регулирования операций по переводу капиталов через границу. Для этого власти, по мнению Глазьева, могли бы применять лицензирование и налогообложение зарубежных капиталовложений российских компаний.
Еще одна странность ситуации заключается в том, что банковское сообщество, так же как и Глазьев, является противником валютной либерализации. Представители Ассоциации российских банков откровенно заявляли на круглом столе, что если российским компаниям разрешат свободно открывать счета за рубежом (а правительственный законопроект это фактически допускает), то предприниматели будут предпочитать пользоваться услугами не наших, а иностранных банков. По оценке Бендукидзе, АРБ пытается воспользоваться обсуждением валютной реформы, чтобы привлечь внимание к своим проблемам и добиться либерализации собственно банковского законодательства.
Нельзя также не согласиться с мнением экономиста Руслана Гринберга, который заявил, что на самом-то деле формы валютного регулирования - это вторичный вопрос, а перелив капитала и степень долларизации зависят от стабильности экономики и национальной валюты.
Валерий Зубов публично признает, что скорее всего в основу будущего закона о валютном регулировании ляжет правительственный проект. Однако это не значит, что в него не будет внесено принципиальных поправок. Как заявил корреспонденту "НГ" председатель банковского подкомитета Думы Павел Медведев, пока еще неизвестно, с какой степенью упорства исполнительная власть будет "продавливать" свой вариант, поскольку в самом правительстве по этому вопросу, видимо, нет единства.