Сегодня экономический советник президента Андрей Илларионов собирается представить общественности доклад с интригующим названием: "Формула успеха. Как сделать российское экономическое чудо". Как стало известно "НГ", в нем, в частности, будет говориться о том, что ни внешние инвестиции, ни структурные реформы базовых отраслей, ни масштабное банковское кредитование не обеспечат нашей стране необходимый экономический рост. Мировой опыт показывает, что эффективность подобных "популярных" рецептов не бесспорна. По мнению Андрея Илларионова, истоки возможного российского экономического чуда лежат совсем в другой плоскости.
В докладе советника президента говорится, что страны, сумевшие заметно сократить долю госрасходов в ВВП, добивались быстрого роста. С таким маневром в экономической политике было связано японское "экономическое чудо" 50-70-х годов, корейское, тайваньское, гонконгское "чудо" 60-90-х годов. В России же в течение большей части 90-х годов госрасходы превышали 50% ВВП. Неудивительно, что именно в этом временном промежутке у нас почти непрерывно длился экономический кризис. После дефолта 1998 года уровень госрасходов сократился до 33%, и в 1999-м начался рост экономики. В 2000 году он достиг 9%. Но затем доля госрасходов в ВВП вновь стала расти, а совокупное налогообложение - увеличиваться. И в результате темпы экономического роста стали заметно снижаться. По итогам 2002 года рост ВВП составил около 4%. Расчеты показывают, что для России оптимальный размер госрасходов находится на уровне 19-23% ВВП, а сейчас он составляет 35%.
Поэтому, как считает Андрей Илларионов, быстрый экономический рост в России возможен при проведении адекватной экономической политики, направленной на сокращение национальных издержек. Главными инструментами, которые способны привести к повышению темпов роста, являются: сокращение удельного веса госрасходов в ВВП, снижение налогового бремени, бездефицитный бюджет, отказ от внешних и внутренних государственных заимствований. А также создание стабилизационного фонда, жесткий контроль за тарифами, издержками и расходами так называемых естественных монополий и реформирование монополий, создание конкурентных рынков и сокращение масштабов государственного регулирования.