- Что нас ожидает в области государственной поддержки экспорcта?
- Наше министерство уже представило в правительство три документа на эту тему. Это прежде всего предложения по расходам бюджета на поддержку экспорта на 2004 год и далее с разбивкой по годам до 2007 года. Второй документ - концепция гарантийно-страховой поддержки экспорта. Третий документ - наши предложения по изменению налогового и таможенно-тарифного регулирования внешней торговли.
- В этих документах как-то отражена проблема возврата НДС?
- Мы предполагаем существенное ускорение процедуры возврата НДС, во-первых, за счет резкого ограничения списка необходимых документов, которые требуются от экспортера, и, во-вторых, - за счет сокращения сроков рассмотрения этих документов налоговыми органами.
- Гарантирование и страхование экспорта требует денег. Каков будет источник финансовых ресурсов?
- В связи с тем, что на начальном этапе мы планируем сосредоточиться на гарантировании политических рисков, то есть тех рисков, источником которых будет либо наше правительство, либо правительство иностранного государства, финансирование будет обеспечиваться в первую очередь бюджетом. В 2004 году, когда эта система должна заработать достаточно активно, в бюджете на гарантирование рисков будет выделено до 50 миллионов долларов, а на остальные направления поддержки экспорта - до 40 миллионов долларов.
- Будут ли понижаться экспортные пошлины?
- Сейчас идут очень непростые переговоры и с ГТК, и с другими ведомствами. Здесь, к сожалению, в отличие от вопроса о гарантировании у нас не все просто. Другие министерства написали достаточно резкие возражения, и сейчас идет процесс согласования.
- А кто будет заниматься гарантированием рисков?
- У нас, как вы знаете, есть две структуры, которые призваны этим заниматься, - это, во-первых, Росэксимбанк и, во-вторых, "Роcэксимгарант". Две структуры на первоначальном этапе нам не потянуть, у нас просто столько специалистов не наберется. Поэтому наше предложение будет заключаться в том, чтобы сосредоточить эти функции в Росэксимбанке.
- Ходят слухи, что акции Росэксимбанка будут переданы правительству...
- Нет, мы таких предложений не делаем. Мы исходим из того, что Внешэкономбанк, которому принадлежит Росэксимбанк, и так на 100% принадлежит государству. Кроме того, Внешэкономбанк является агентом по обслуживанию внешнего долга, а все политические риски, которые мы собираемся страховать, как вы понимаете, связаны с проблемой долгов.
- Будет ли увеличен капитал Росэкcимбанка?
- Да, мы сейчас ведем переговоры с Внешэкономбанком, и я думаю, что это будет существенное увеличение, на десятки миллионов долларов.
- Говорят, в ближайшее время Минэкономразвития создаст для экспортеров специальную информационную систему?
- Сейчас на подписи у министра лежит приказ о пробном запуске информационной системы. Предполагается, что в течение февраля соответствующие департаменты, торгпредства и региональные представительства нашего министерства будут наполнять ее информацией, и с марта она станет доступной для российских экспортеров, причем доступной бесплатно. Ее официальный запуск планируется на первые числа марта.
Это будет поисковая система, в ней отразятся все предложения иностранных компаний, которые хотят закупить в России какую-либо продукцию. Там также появится информация от российских экспортеров, желающих продать свою. В справочной части расположится все законодательство, связанное с ВТО, законодательство основных стран, с которыми мы ведем торговлю, и прямые рекомендации, как с той или иной страной следует торговать.