До вступления в действие Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспорта" остается 5 месяцев. С 1 июля 2003 года каждый водитель автомобиля должен иметь полис обязательного страхования - иначе по закону он не имеет права садиться за руль. Тарифы же страховки до сих пор не утверждены, и конца обсуждению их пока не видно. Все это может привести к тому, что страховщики просто не успеют подготовиться к вступлению нормативов закона в силу. Ведь страховые компании должны пройти лицензирование в Минфине на право работать с обязательным страхованием, решить технические вопросы - разработать и напечатать сами полисы единого образца. На решение этих проблем необходимо время - как минимум два месяца.
В неразбериху вокруг утверждения базового тарифа внесло свою лепту и Минэкономразвития (МЭРТ). Министерство направило в Минфин письмо, в котором обосновывает необходимость снижения базового тарифа. Сейчас Минфин предлагает установить цену на уровне 1978 руб. Ранее Минфин определял ставку в 2100 руб. МЭРТ же считает завышенной сумму 1978 руб., настаивая на ее понижении на 20-30%.
По оценке Минэкономразвития, при базовой ставке, предложенной Минфином, водителям автомобилей с двигателями мощностью около 100 лошадиных сил (л.с.) придется платить приблизительно 4-5 тыс. руб. Это слишком много, считают в ведомстве Германа Грефа.
Представители страховых компаний в категорическом тоне заявляют, что базовая ставка не должна быть менее 2100 руб., иначе работа с автогражданкой будет для компаний убыточна. К базовым тарифам страховки в компаниях, продающих полисы, будут применяться коэффициенты в зависимости от региона использования транспортного средства (от 0,4 до 2), мощности двигателя (от 0,5 до 1,9), возраста и стажа водителя. Кроме того, имеются разные мнения о размере его повышающего коэффициента для машин, эксплуатирующихся преимущественно в Москве и Московской области, - 2 или 3. Есть также мнение, что применять повышающий коэффициент для жителей Москвы нельзя, так как это противоречит Конституции, по которой все граждане России равны перед законом.
Также до сих пор неясно, как будут уживаться на рынке две страховки одной и той же автогражданской ответственности - добровольная и обязательная. Закон об обязательном страховании не отменяет добровольного. Если следовать логике, то люди, купившие обязательный полис, откажутся от добровольного. А что делать тем, у кого на руках полис добровольного страхования: им что, по закону с 1 июля придется купить еще и полис обязательного? Страховщики пока затрудняются ответить на этот вопрос, ссылаясь на то, что до решения вопроса о тарифах на обязательное страхование обсуждать все другие вопросы просто не имеет смысла. Ведь существует еще вероятность того, что вступление закона в силу перенесут на один год - на днях с таким предложением выступил депутат и сопредседатель партии "Либеральная Россия" Виктор Похмелкин.