0
1193
Газета Экономика Интернет-версия

03.02.2003 00:00:00

Когда лопнет пузырь

Тэги: газпром


В выходные дни улицы Москвы перетянули новыми рекламными "растяжками". Оказывается, у одного известного предприятия - большой праздник. "ОАО "Газпром" - 10 лет!" - извещает трепещущее голубое полотнище. Другое напоминает: "Газпром" - национальное достояние России!" Видимо, это апелляция к гражданскому чувству россиян: берегите, мол, "Газпром" как зеницу ока. Призыв весьма актуальный, жаль только, не сказано, от кого беречь. Ситуация же такова, что наибольшая опасность для этого национального достояния исходит как раз от тех, кто поставлен охранять и умножать его.

Саморазрушение "Газпрома" - процесс, который, судя по всему, развивается быстрее, чем допускали пессимистические прогнозы "НГ". Не далее как в предыдущем номере мы предсказали газовому гиганту крупные неприятности на рынке внутреннего сбыта. И буквально на следующий день московская пресса сообщила: уровень оплаты газа российскими потребителями упал до 40 процентов. Если январский уровень неплатежей продержится хотя бы полгода, "Газпром" не досчитается 60 млрд. рублей. Таким образом, тиски, в которые попала компания (с одной стороны, падение добычи газа, с другой - нарастающий дефицит платежного баланса), продолжают сжиматься и перекрывать кислород, не оставляя "Газпрому" шансов на восстановление нормального дыхания.

Газовый гигант работает в буквальном смысле на износ, донашивая еще при старой власти проложенные трубопроводы и отслужившие срок насосные станции. Все имеет свой конец, и специалисты-газовики с тревогой ждут, когда "Газпрому" придется уходить с главного, зарубежного рынка. Вероятно, для России это будет такая же неожиданность, как 11 сентября для Америки. Еще 10-го все было полный о"кей, и вдруг - конец света, потрясение основ...

Газовая дубина Москвы

Потеря хотя бы части внешнего рынка - это для "Газпрома" такое потрясение, после которого не встают. Ведь по-настоящему цена этой корпорации определяется не стоимостью ее активов, а масштабами внешнеэкономической деятельности. Причем результаты этой деятельности измеряются отнюдь не только в долларах. Особая миссия "Газпрома" состоит в том, что он является важнейшим внешнеполитическим ресурсом российского государства. Можно даже сказать, самым весомым ресурсом. Остались, правда, еще ядерные боеголовки, но в современном мире это скорее психологическое оружие, чем действенный инструмент международной политики. "Газпром" же - это реальный мировой игрок, абсолютно четко обозначающий присутствие России за пределами ее национальных границ. Не случайно всякий раз, когда президент Путин отправляется с деловым визитом в Европу, в его свите обязательно есть "газпромовские" люди. Визитировать без них - все равно что приходить на свадьбу с пустыми руками.

"Газовый ход" в Европу был фантастическим успехом СССР. В те годы "голубое топливо" не считалось главным аргументом советской внешней политики - был соцлагерь, был Варшавский пакт, иной вес имело ядерное оружие. Тем не менее "газификацию Европы" в СССР считали историческим прорывом. И понятно почему. Закрыл задвижку - и ракет не надо.

Европейцы, разумеется, понимали проблему задвижки очень хорошо. И поэтому пристально следили за всем, что происходит на том конце Трубы. Это естественно для партнеров, повязанных отношениями "производитель-потребитель". Неестественно, когда потребитель вдруг теряет интерес к тому, что происходит "в хозяйстве" у его многолетнего поставщика. А между тем именно эту аномалию мы и наблюдаем сейчас.

Почему молчит Европа?

Странно, но разрушение "Газпрома" окружено "заговором молчания". Молчат почти все, кому положено кричать.

Более или менее понятно, отчего помалкивают правительственные чины. Считается, что у Миллера "о-о-очень сильный" покровитель. Есть и дополнительные соображения. Скажем, министр экономического развития и торговли Герман Греф входит в совет директоров "Газпрома" и о делах в компании осведомлен очень хорошо. Но у него как у министра есть стратегическая задача - реформирование естественных монополий. Все давно знают, что "реформирование" - это расчленение. Противников у этой операции столько, что расчленить "Газпром" законным образом - нечего и думать. Это будет потруднее, чем раскурочить РАО "ЕЭС". Другое дело, если газовая монополия расчленится сама собой, путем естественного распада. Тогда уж реформа точно пойдет! А в таком случае надо ли мешать "Газпрому" разваливаться?

У каждого из наших чиновников наверняка есть свой резон не поднимать шум. Но странно, что в "заговоре молчания" участвуют и заинтересованные лица из Европы. Особенно настораживает индифферентность западноевропейских СМИ. Было время, каждый "чих" Рема Вяхирева отдавался на Западе гулким эхом, комментировался подробно и пристрастно. А сейчас - тишина. Как у гроба.

По ту сторону границы есть несколько категорий заинтересованных юридических лиц, которых, казалось бы, не может не беспокоить сегодняшнее состояние "Газпрома".

Во-первых, это европейские компании, занимающиеся перепродажей российского газа: Ruhrgas, SNAM, Gas de France, Wintershall, GASUNI и др. Жизнь этих компаний во многом зависит от поставок "Газпрома".

Во-вторых, это иностранные акционеры "Газпрома", прежде всего - Ruhrgas. Падение курса "газпромовских" акций, которое продолжается не один месяц, наносит заметный финансовый ущерб немецкой компании.

В-третьих, это европейские правительства. Для них исполнение газовых контрактов с Россией - вопрос энергетической безопасности их государств.

В-четвертых, это органы Евросоюза. У ЕС - "особая" позиция по Ираку, и в случае начала войны на Ближнем Востоке Брюссель не хотел бы получить удар в спину в виде недопоставок сибирского газа. Тем более что недавно президент РФ рекомендовал европейцам Россию в качестве гаранта их энергетической безопасности.

Вроде бы встревожиться есть кому. Тем не менее "паники на бирже" не наблюдается. В чем дело? Об интересах некоторых участников этого "заговора молчания" "НГ" известно из надежных источников, о мотивах других фигурантов несложно догадаться. Скажем, в Ruhrgas знают: да, они потеряют на "газпромовских" акциях, но это гроши по сравнению с тем, что они приобретут, когда руины "Газпрома" будут выставлены на продажу и немцы воспользуются своим "правом первой ночи". Есть чем успокоить себя и брюссельским политикам. Они уже лет восемь настаивают на либерализации газового рынка, они заинтересованы в том, чтобы на этом рынке появилось множество поставщиков, которые будут, естественно, конкурировать меж собой и сбивать цену на газ. В этом же заинтересованы и европейские компании-перепродавцы.

После "Газпрома"

Сценарий развития событий после того, как "Газпром" станет банкротом, в состоянии набросать и неспециалист. Ясно, что в России нет инвестора, который мог бы выкупить такую компанию или хотя бы газотранспортные сети. Состоятельные приобретатели могут прийти только из-за рубежа. Первым делом их, конечно, привлечет экспортная труба. Можно даже сказать, что сначала будет куплен украинский "кусок" трубопровода. Для оформления этой сделки потенциальному покупателю надо только дождаться ухода Леонида Кучмы и замены его президентом, менее зависимым от Москвы. В этом случае "стратегическая труба", которая сегодня дотягивается до границ Германии и Словакии, перестанет быть российской уже за Брянском. Здесь появится задвижка, хозяин которой получит возможность квотировать поставки газа. Не важно, кто будет этим хозяином - Ruhrgas или международный консорциум, - главное, что он сразу же станет дирижером европейского газового рынка.

Известно, что огромные запасы природного газа "заперты" в недрах Центральной Азии. Туркмения, Казахстан, Узбекистан давно готовы к конкуренции с сибиряками, нет недостатка и в западных инвесторах, желающих вложиться в развитие их газовой индустрии. Но центральноазиатский "голубой поток" сдерживается задвижкой "Газпрома". Своего хода в Европу у азиатов нет, а "Газпрому", как и российскому государству, конкуренты не нужны. Ясно, что у того, кто "сядет на Трубу" после "Газпрома", будет прямо противоположный интерес. Он тут же начнет ограничивать прокачку российского газа и стимулировать поставки из Центральной Азии. Во-первых, чтобы сбить цены. Во-вторых, чтобы не зависить от России.

Такова специфика мирового газового рынка: конъюнктуру здесь определяет тот, в чьих руках трубопроводы. В том месте, где кончается твой участок Трубы, заканчивается и твоя зона влияния на этот рынок. А поскольку у России она совпадает с зоной геополитического влияния, следовательно, дело идет к исходу РФ из европейского политического пространства. Причем это продвигается такими темпами, что похоже на бегство.

Доходы ОАО "Газпром" от продажи газа в 2003 г. (с разбивкой по кварталам)

#

Курс 33,7

в т.ч.

п/п

Отгрузка

Оплата

в % к отгрузке

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Всего от продажи газа

771 643

758 101

98,2

231 740

169 261

144 992

212 108

1

Из нее - газ на экспорт

510 948

501 206

98,1

145 367

117 162

102 675

136 002

1.1

в т.ч. дальнее зарубежье

439 877

430 135

97,8

122 732

104 015

90 280

113 108

1.2

СНГ

60 938

60 938

100,0

19 514

11 158

10 566

19 700

в т.ч. Украина

44 048

44 048

100,0

12 952

8335

8497

14 264

Белоруссия

10 847

10 847

100,0

4415

1603

1169

3660

Молдавия

6043

6043

100,0

2147

1220

900

1776

1.3

Прибалтика

10 133

10 133

100,0

3121

1989

1829

3194

2

- ООО "Межрегионгаз"

260 695

256 895

98,5

86 373

52 099

42 317

76 106

Источник: "Газпром"


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3183
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3553
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2594
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4580

Другие новости