Система государственного регулирования внешней торговли в России во многом еще осталась "советской" и работает скорее на дестимулирование экспорта. Такова была главная мысль, прозвучавшая в докладе министра экономического развития и торговли Германа Грефа на состоявшемся вчера международном круглом столе по проблемам поддержки промышленного экспорта.
Круглый стол был организован по инициативе Внешэкономбанка и Международного союза страховщиков кредитов и инвестиций (Бернского союза). Внешэкономбанк должен в ближайшее время стать главным орудием поддержки экспорта в руках российского правительства. Бернский союз объединяет организации по поддержке экспорта в 42 странах мира. Именно поэтому глава ВЭБа Андрей Чернухин и президент Бернского союза Вивиан Браун председательствовали на заседании. В своем выступлении Браун призвал Россию организовать агентство по поддержке экспорта, и, может быть, даже не одно. В мире подобные полугосударственные агентства распределяют гарантии и кредиты на сотни миллиардов долларов.
Конечно, главная проблема нашей внешней торговли заключается не в отсутствии агентства, а в слабой конкурентоспособности промышленности. По итогам 2002 года российский экспорт на 57% формировался за счет энергоносителей и на 15% - за счет металлургической продукции. Товары с высокой степенью переработки имеют гораздо меньшую долю: машины и оборудование - менее 8%, продукция химической промышленности - менее 6%. Общая доля высокотехнологических товаров в экспорте за последние 10 лет уменьшилась вдвое, сократившись с 25 до примерно 12-13%.
Российские предприятия зачастую используют отсталые технологии и изношенные фонды. Но можно согласиться и с тем, что конкурентоспособность индустрии зависит не только от оборудования, но и от условий торговли. По словам Грефа, главная задача государства в этой области заключается в том, чтобы добиться "прозрачности экономики". Это означает, что нужно сделать перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы через границы как можно менее затратным. Для этого необходимо изменить три вида госрегулирования: валютное, налоговое и таможенное.
С валютным регулированием сейчас все более или менее ясно. По словам Грефа, после того как вступит в силу новый Закон "О валютном регулировании", мы начнем избавляться от избыточных административных барьеров в этой области, и с 2007 года рубль фактически станет свободно конвертируемой валютой.
В налоговой сфере самый болезненный вопрос - возврат НДС экспортерам. По утверждению Грефа, экспортеры должны собрать для представления в налоговые органы такое количество документов, что отведенного для этого 180-дневного срока иногда не хватает.
Об изменениях в таможенном регулировании рассказал министр промышленности, науки и технологий Илья Клебанов. По его словам, в ближайшее время будут снижены экспортные пошлины, а на товары, не приносящие казне больших доходов, пошлины отменят совсем. Клебанов также подчеркнул, что Минпромнауки поддерживает проект создания в России особых экономических зон, разрабатываемый Минэкономразвития. Минпромнауки собирается также принять участие в повышении экспортного потенциала промышленности. По словам Клебанова, в настоящее время его ведомство начинает конкурсы инновационных проектов, в которых государство выступает в качестве соинвестора. В этих тендерах, по словам министра, уже участвуют "несколько крупных и не очень крупных зарубежных компаний".
Все эти темы станут предметом работы федеральной власти в 2003 году. Предложения Минэкономразвития по поддержке экспорта уже находятся в аппарате правительства и, по всей видимости, в ближайшие месяцы будут вынесены на заседание кабинета министров.