Рекламный рынок растет высокими темпами, но этого недостаточно, чтобы обеспечить все существующие в России средства массовой информации денежными средствами. Об этом сказал президент Российской ассоциации рекламных агентств (РАРА) Владимир Евстафьев, выступая на пресс-конференции по итогам работы Экспертного совета РАРА.
По данным экспертов, объем рекламного рынка России в 2002 году составил 2 млрд. 680 млн. долл., и это на 51% выше прошлогоднего уровня. В сравнении с предыдущим годом рынок рос чуть медленнее, и, по прогнозам, тенденция к замедлению продолжится и в последующие несколько лет. Скажем, если в 2002 году объем рекламы в СМИ составил 1,99 млрд. долл., то в 2003 году он будет равен 2,73 млрд., в 2004 - 3,43 млрд. и в 2005 - 3,80 млрд. долл. Впрочем, в ассоциации рады тому, что уже сейчас российский рынок рекламы входит в десятку крупнейших в Европе.
Судя по предоставленным данным, телевидение в минувшем году было бесспорным фаворитом для рекламодателей. На телерекламу было потрачено на 76% больше, чем в 2001 году. Как сказал один из экспертов РАРА Виктор Коломиец, попросту "люди стали больше смотреть телевидение". Впрочем, физические объемы размещаемой рекламы, по его словам, достигли своего предела. Другое дело - цены. Они выросли на 87%, и сегодня минута в прайм-тайм стоит 40-50 тыс. долл.
Иными словами, размещаться на телевидении - удовольствие не из дешевых. Как отметил Евстафьев, средний рекламодатель в минувшем году тратил на телевизионную рекламу почти полтора миллиона долларов. А рекламное агентство и того больше - свыше шести миллионов долларов.
У рекламистов, впрочем, есть опасения относительно будущего рынка телевизионной рекламы. Как они считают, повредить темпам его развития в 2003-2004 годах могут популистские законодательные веяния, исходящие из стен Федерального собрания - к примеру, проект закона об уменьшении количества иностранных фильмов на телеэкране. Выступая против подобных "предвыборных" законов, РАРА подчеркивает социальную роль рекламы на телевидении. Владимир Евстафьев даже утверждает, что русскоязычная реклама "не дает расползаться СНГ".
Неплохо в 2002 году котировалась наружная реклама. Ее доля на рынке составила 20%, что выше доли печатных СМИ. На "наружку" было потрачено 400 млн. долл., тогда как на рекламу в газетах - 380. Более того, впервые количество рекламных щитов в России перевалило за 100 тысяч, и по объему рынок наружной рекламы теперь входит в пятерку крупнейших в Европе.
Быстро растет рынок рекламы в регионах. Как сказал Евстафьев, "катаклизмы перехода собственности" на СМИ, которые все наблюдали в 2001-2002 годах, продолжатся и в ближайшем будущем. И теперь не только в Москве, но и в регионах.