0
1082
Газета Экономика Интернет-версия

28.01.2003 00:00:00

Рыбные квоты должны стать частной собственностью

Тэги: наздратенко, монополия, икра, рыба


-Евгений Иванович, сейчас много споров ведется о том, какая должна быть структура рыболовного бизнеса и не слишком ли у нас много мелких рыболовных предприятий. Как вы считаете, должно ли государство, как и в других отраслях, опираться на крупные вертикально интегрированные структуры?

- Хороший вопрос. Я начну с того, что главным направлением реформирования торговой деятельности России в 90-е годы был отказ от государственных монополий на внутреннем и внешнем рынках. Возможно, слишком торопливый и не продуманный до конца. Тем не менее реальность такова. Сейчас торговлей рыбными товарами занимаются более двух тысяч предприятий, среди них и торгово-посреднические фирмы, и предприятия с иностранным капиталом. В сложившейся ситуации наблюдается постоянный рост цен на рыбные товары, что наносит огромный ущерб отдельным предприятиям и стране в целом. 80% рыбы на нашем внутреннем рынке - импорт, но из российского сырья! Цены, как вы понимаете, раз в 5 выше, чем они были бы в том случае, если бы это сырье было переработано внутри России. Чтобы ситуация совсем не вышла из-под контроля, нужно координировать действия множества разрозненных торговых операторов. Для этого необходимо сокращать число посредников между производителем и потребителем, противодействовать тенденции увеличения разрыва между оптовыми и розничными ценами на рыбные товары, разница между которыми составляет 1,5-2,5 раза.

- И что нужно делать для этого?

- По мнению специалистов, в нашей стране назрела необходимость реформы в сфере торговли рыбными товарами. Важнейшую роль мог бы сыграть Федеральный закон "О рыбной торговле". Сегодня многие нормы Гражданского кодекса РФ применительно к рыбной торговле нуждаются в уточнении.

Речь идет о регулировании рыбного рынка России, включая использование антимонопольного законодательства, тарифных лимитов и так далее. В частности, встает вопрос о введении государственной монополии на торговлю осетровыми, черной икрой, а также ценными видами крабов и другими морепродуктами.

По оценкам экспертов Госкомрыболовства России, полная государственная монополия во внешней торговле рыбными товарами нецелесообразна, однако необходимо ввести лицензирование такой деятельности. При этом важно стимулировать концентрацию экспорта и импорта в руках крупных, лучше всего, как вы говорите, "вертикально интегрированных компаний", примером которых в рыболовной отрасли может послужить ФГУП "Национальные рыбные ресурсы".

В 2002 году по нашему заданию "Нацрыбресурсами" начата разработка системы аукционной торговли рыбными товарами с использованием интернет-технологий. В декабре мы публично продемонстрировали, как может работать такой аукцион на уже пойманную рыбу, а не на рыбу в воде, которая еще неизвестно, то ли будет в сетях, то ли нет, а деньги ты уже на аукционе за нее заплатил. Реализация проекта, по нашему мнению, позволит повысить уровень экспортных цен, привлечь дополнительных покупателей из стран Европы и Юго-Восточной Азии, а также улучшить структуру предложения товаров для внутреннего рынка.

- Систему интернет-торгов вы разрабатываете в пику существующей системе распределения рыбных квот через аукционы. А как, по вашему мнению, система распределения квот на биоресурсы должна выглядеть в идеале?

- Конечно, существовавшая долгое время в России система распределения квот далека от идеала, и ее необходимо кардинально пересмотреть. В качестве примера может быть взята норвежская система квотирования, где уже с начала ХХ века квоты являются частной собственностью и могут передаваться по наследству. Право наследования рождает традиции в отрасли, а те, в свою очередь, - добросовестность. В случае невозможности полного или частичного освоения квоты владелец может продать ее полностью или по частям.

Я считаю, что система распределения квот, похожая на рынок ценных бумаг, где квоты, как акции или векселя, находятся в частной собственности, могла бы существовать и в России. Прибыль может быть получена в случае освоения квоты или ее реализации, а также предоставления временного права пользования другому физическому или юридическому лицу. С квоты как объекта частной собственности должен уплачиваться налог на имущество. Посудите сами, кому захочется терять квоту, владельцем которой он являлся на протяжении многих лет, из-за какого-либо нарушения? Конфискованные квоты могут быть реализованы через систему аукционов. Подобная схема способствовала бы улучшению инвестиционного климата в отрасли, так как квоты могли бы выступать в качестве залога по кредитам.

Я очень хотел бы надеяться, что в этом году будет принято постановление правительства о реализации системы интернет-аукционов - реальной альтернативы тем абсурдным аукционам, которые проводятся Министерством экономического развития и торговли ныне.

- Как бы вы оценили итоги развития рыболовной отрасли в 2002 году?

- Я считаю, что сделать удалось многое. Сегодня Россия входит в восьмерку крупнейших рыбопромышленных держав мира. В прошлом году российские рыбаки выловили более трех миллионов тонн рыбы и морепродуктов. Кроме того, отрасль стала устойчивым донором бюджета страны. За 2002 год в бюджет России нами перечислено около 11 миллиардов рублей - это плата рыбаков за использование водных биоресурсов.

Так что вклад, который отрасль вносит в российскую экономику, достаточно весом. Этот вклад, на мой взгляд, может и должен быть большим, однако этому препятствует большое количество проблем. Это прежде всего отсутствие закона о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов - основного для отрасли нормативного документа, который должен узаконить права российских рыбаков. Существуют и другие проблемы, например, отсутствие государственной поддержки отрасли, во многом еще недоработанное таможенное законодательство, растущие масштабы браконьерства, несовершенные нормы пограничного контроля и многое другое.

- А масштабы браконьерства велики?

- Рыбопромысловые предприятия ежегодно как минимум в 2-3 раза превышают на вылове выделяемые им квоты. Даже по самым скромным оценкам, бюджет страны теряет от реализации неучтенной продукции не меньше 500 миллионов долларов в год. Это серьезнейшая проблема, которая с каждым годом (причем не только у нас) обостряется и бороться с которой неимоверно сложно. Мы пытаемся решать эту проблему и на международном уровне. Ведь львиная доля браконьерских уловов уходит на чужие берега. Это происходит из-за того, что большинство иностранных государств не информируют нас о заходах в их порты российских браконьерских судов, и до недавнего времени только норвежские власти сообщали нам об этих случаях.

В прошлом году нам удалось договориться с японской стороной о долгосрочном сотрудничестве по пресечению браконьерства в морях Дальнего Востока. Заход российских судов в порты Японии разрешен только на основе грузовых таможенных деклараций. Теперь японцы добросовестно сообщают нам обо всех судах под российским флагом, осуществляющих, например, выгрузку живого краба в их портах. Но главное, они приняли на себя обязательства жестко контролировать документы, предъявляемые российскими рыбаками, - раньше они сплошь и рядом фальсифицировались. В результате количество заходов российских судов в порты Японии для сдачи морепродукции значительно сократилось. Хотя ясно, что нарушители закона работают и на японской стороне.

Но, к сожалению, подобных мер мало. Нужно создать такие условия российским рыбакам, чтобы они сами стремились к родным берегам.

- То есть, иными словами, нужно, чтобы пойманная нашими рыбаками рыба перерабатывалась на наших же заводах. Какие проблемы существуют при взаимодействии рыболовства и рыбной промышленности?

- Каждый год мы выпускаем больше миллиона тонн консервов, почти 200 тысяч тонн копченой рыбопродукции, 30 тысяч тонн кулинарных изделий - в целом более чем на 70 миллиардов рублей. Я считаю, что могли бы выпускать как минимум в два раза больше. Но проблема заключается в том, что нам попросту не хватает сырья - огромное количество рыбы сегодня уходит на чужие берега по мизерным ценам.

В нашей стране не создается условий для развития рыбопереработки. С нынешней налоговой системой рыболовецким предприятиям, конечно, выгоднее вывозить сырье, продавать его даже по демпинговым ценам, нежели развивать собственное перерабатывающее производство. Наши порты непривлекательны для отечественных и иностранных рыбаков прежде всего из-за чрезмерного количества контролирующих инстанций и, как следствие, высокого уровня коррупции. При заходе в порт судно вынуждено пройти контроль 20 разных органов. К сожалению, пока рыбаки никак не защищены от произвола проверяющих чиновников.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
338
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
341
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
278
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
180

Другие новости