-Евгений Иванович, сейчас много споров ведется о том, какая должна быть структура рыболовного бизнеса и не слишком ли у нас много мелких рыболовных предприятий. Как вы считаете, должно ли государство, как и в других отраслях, опираться на крупные вертикально интегрированные структуры?
- Хороший вопрос. Я начну с того, что главным направлением реформирования торговой деятельности России в 90-е годы был отказ от государственных монополий на внутреннем и внешнем рынках. Возможно, слишком торопливый и не продуманный до конца. Тем не менее реальность такова. Сейчас торговлей рыбными товарами занимаются более двух тысяч предприятий, среди них и торгово-посреднические фирмы, и предприятия с иностранным капиталом. В сложившейся ситуации наблюдается постоянный рост цен на рыбные товары, что наносит огромный ущерб отдельным предприятиям и стране в целом. 80% рыбы на нашем внутреннем рынке - импорт, но из российского сырья! Цены, как вы понимаете, раз в 5 выше, чем они были бы в том случае, если бы это сырье было переработано внутри России. Чтобы ситуация совсем не вышла из-под контроля, нужно координировать действия множества разрозненных торговых операторов. Для этого необходимо сокращать число посредников между производителем и потребителем, противодействовать тенденции увеличения разрыва между оптовыми и розничными ценами на рыбные товары, разница между которыми составляет 1,5-2,5 раза.
- И что нужно делать для этого?
- По мнению специалистов, в нашей стране назрела необходимость реформы в сфере торговли рыбными товарами. Важнейшую роль мог бы сыграть Федеральный закон "О рыбной торговле". Сегодня многие нормы Гражданского кодекса РФ применительно к рыбной торговле нуждаются в уточнении.
Речь идет о регулировании рыбного рынка России, включая использование антимонопольного законодательства, тарифных лимитов и так далее. В частности, встает вопрос о введении государственной монополии на торговлю осетровыми, черной икрой, а также ценными видами крабов и другими морепродуктами.
По оценкам экспертов Госкомрыболовства России, полная государственная монополия во внешней торговле рыбными товарами нецелесообразна, однако необходимо ввести лицензирование такой деятельности. При этом важно стимулировать концентрацию экспорта и импорта в руках крупных, лучше всего, как вы говорите, "вертикально интегрированных компаний", примером которых в рыболовной отрасли может послужить ФГУП "Национальные рыбные ресурсы".
В 2002 году по нашему заданию "Нацрыбресурсами" начата разработка системы аукционной торговли рыбными товарами с использованием интернет-технологий. В декабре мы публично продемонстрировали, как может работать такой аукцион на уже пойманную рыбу, а не на рыбу в воде, которая еще неизвестно, то ли будет в сетях, то ли нет, а деньги ты уже на аукционе за нее заплатил. Реализация проекта, по нашему мнению, позволит повысить уровень экспортных цен, привлечь дополнительных покупателей из стран Европы и Юго-Восточной Азии, а также улучшить структуру предложения товаров для внутреннего рынка.
- Систему интернет-торгов вы разрабатываете в пику существующей системе распределения рыбных квот через аукционы. А как, по вашему мнению, система распределения квот на биоресурсы должна выглядеть в идеале?
- Конечно, существовавшая долгое время в России система распределения квот далека от идеала, и ее необходимо кардинально пересмотреть. В качестве примера может быть взята норвежская система квотирования, где уже с начала ХХ века квоты являются частной собственностью и могут передаваться по наследству. Право наследования рождает традиции в отрасли, а те, в свою очередь, - добросовестность. В случае невозможности полного или частичного освоения квоты владелец может продать ее полностью или по частям.
Я считаю, что система распределения квот, похожая на рынок ценных бумаг, где квоты, как акции или векселя, находятся в частной собственности, могла бы существовать и в России. Прибыль может быть получена в случае освоения квоты или ее реализации, а также предоставления временного права пользования другому физическому или юридическому лицу. С квоты как объекта частной собственности должен уплачиваться налог на имущество. Посудите сами, кому захочется терять квоту, владельцем которой он являлся на протяжении многих лет, из-за какого-либо нарушения? Конфискованные квоты могут быть реализованы через систему аукционов. Подобная схема способствовала бы улучшению инвестиционного климата в отрасли, так как квоты могли бы выступать в качестве залога по кредитам.
Я очень хотел бы надеяться, что в этом году будет принято постановление правительства о реализации системы интернет-аукционов - реальной альтернативы тем абсурдным аукционам, которые проводятся Министерством экономического развития и торговли ныне.
- Как бы вы оценили итоги развития рыболовной отрасли в 2002 году?
- Я считаю, что сделать удалось многое. Сегодня Россия входит в восьмерку крупнейших рыбопромышленных держав мира. В прошлом году российские рыбаки выловили более трех миллионов тонн рыбы и морепродуктов. Кроме того, отрасль стала устойчивым донором бюджета страны. За 2002 год в бюджет России нами перечислено около 11 миллиардов рублей - это плата рыбаков за использование водных биоресурсов.
Так что вклад, который отрасль вносит в российскую экономику, достаточно весом. Этот вклад, на мой взгляд, может и должен быть большим, однако этому препятствует большое количество проблем. Это прежде всего отсутствие закона о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов - основного для отрасли нормативного документа, который должен узаконить права российских рыбаков. Существуют и другие проблемы, например, отсутствие государственной поддержки отрасли, во многом еще недоработанное таможенное законодательство, растущие масштабы браконьерства, несовершенные нормы пограничного контроля и многое другое.
- А масштабы браконьерства велики?
- Рыбопромысловые предприятия ежегодно как минимум в 2-3 раза превышают на вылове выделяемые им квоты. Даже по самым скромным оценкам, бюджет страны теряет от реализации неучтенной продукции не меньше 500 миллионов долларов в год. Это серьезнейшая проблема, которая с каждым годом (причем не только у нас) обостряется и бороться с которой неимоверно сложно. Мы пытаемся решать эту проблему и на международном уровне. Ведь львиная доля браконьерских уловов уходит на чужие берега. Это происходит из-за того, что большинство иностранных государств не информируют нас о заходах в их порты российских браконьерских судов, и до недавнего времени только норвежские власти сообщали нам об этих случаях.
В прошлом году нам удалось договориться с японской стороной о долгосрочном сотрудничестве по пресечению браконьерства в морях Дальнего Востока. Заход российских судов в порты Японии разрешен только на основе грузовых таможенных деклараций. Теперь японцы добросовестно сообщают нам обо всех судах под российским флагом, осуществляющих, например, выгрузку живого краба в их портах. Но главное, они приняли на себя обязательства жестко контролировать документы, предъявляемые российскими рыбаками, - раньше они сплошь и рядом фальсифицировались. В результате количество заходов российских судов в порты Японии для сдачи морепродукции значительно сократилось. Хотя ясно, что нарушители закона работают и на японской стороне.
Но, к сожалению, подобных мер мало. Нужно создать такие условия российским рыбакам, чтобы они сами стремились к родным берегам.
- То есть, иными словами, нужно, чтобы пойманная нашими рыбаками рыба перерабатывалась на наших же заводах. Какие проблемы существуют при взаимодействии рыболовства и рыбной промышленности?
- Каждый год мы выпускаем больше миллиона тонн консервов, почти 200 тысяч тонн копченой рыбопродукции, 30 тысяч тонн кулинарных изделий - в целом более чем на 70 миллиардов рублей. Я считаю, что могли бы выпускать как минимум в два раза больше. Но проблема заключается в том, что нам попросту не хватает сырья - огромное количество рыбы сегодня уходит на чужие берега по мизерным ценам.
В нашей стране не создается условий для развития рыбопереработки. С нынешней налоговой системой рыболовецким предприятиям, конечно, выгоднее вывозить сырье, продавать его даже по демпинговым ценам, нежели развивать собственное перерабатывающее производство. Наши порты непривлекательны для отечественных и иностранных рыбаков прежде всего из-за чрезмерного количества контролирующих инстанций и, как следствие, высокого уровня коррупции. При заходе в порт судно вынуждено пройти контроль 20 разных органов. К сожалению, пока рыбаки никак не защищены от произвола проверяющих чиновников.