Государственный комитет по статистике с января перестал рассчитывать недельные оценки роста потребительских цен. Единственное ведомство, которое еще как-то может на ощупь ориентироваться в макроэкономических показателях - Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ). Как стало известно "НГ", Госкомстат все-таки присылает в МЭРТ первичные данные, и министерство продолжает делать собственные оценки роста цен. Однако на просьбу предоставить оценку общественности высокопоставленный сотрудник министерства после долгих согласований ответил категорическим отказом. И это на фоне громогласных инициатив Грефа, направленных на кардинальное повышение открытости правительственных структур. Видимо, есть сведения, открывать которые не хочется даже Герману Грефу.
Госкомстат, прекративший недельный обсчет инфляции, оправдывает свои действия тем, что еженедельная оценка индекса потребительских цен не предусмотрена Программой статистических работ, утвержденной постановлением правительства. Другие объяснения статистиков: инфляция за неделю все равно рассчитывалась оценочно, поэтому не очень-то она и нужна.
Опрошенные "НГ" аналитики компаний выражают огорчение и недоумение по поводу отказа Госкомстата публиковать недельные оценки. "Мы лишены довольно сильного инструмента анализа в треугольнике денежная политика - валютный курс - инфляция, - говорит Дмитрий Белоусов, ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и прогнозирования. - Отчасти это результат событий прошлого года, когда Госкомстат вывесил данные по декабрьской инфляции 31 декабря. То есть понятно, что последний замер ими проводился не позднее 25 декабря, а значит, они попросту "досчитали". Естественно, к Госкомстату возникли серьезные вопросы, и от греха подальше они были вынуждены закрыть цифры", - считает эксперт.
Разумеется, отказ Госкомстата публиковать недельные данные об инфляции сразу же вызвал предположения, что рост цен в январе уже зашкаливает и правительство старается скрыть это. "Отказ публиковать данные за неделю может быть связан не только с этим, - считает Андрей Черепанов, председатель совета Московской международной валютной ассоциации. - Но раз никаких опровержений такой версии нет, то можно предполагать худшее".
Худшее можно предполагать также по серьезным сигналам с потребительского рынка. Во-первых, январь традиционно обеспечивает самый большой инфляционный скачок в году. В декабре на рынке всегда появляется много рублей - идут новогодние выплаты работникам, ведомства лихорадочно тратят средства, записанные в их бюджетах, но не потраченные из-за нерасторопности в течение года. В результате в январе растут цены. Сказывается и сезонное удорожание продуктов.
Но в этом году появились дополнительные мощные факторы январской инфляции. После введения новой системы акцизов дорожает бензин. Тот же Госкомстат сообщил, например, что с 6 по 13 января потребительская цена бензина выросла на 1,2%. При таком темпе ее месячный рост может составить 5%. А оптовые цены на топливо за три недели выросли на 12%. В ближайшее время это повлечет еще больший рост розничных цен.
Растущий курс евро привел к тому, что многие магазины считают у.е. в евро, а не в долларах. То есть каждая условная единица автоматически подорожала на 2-3 рубля. Это значит, что цены на значительную часть товаров на рынке сразу только по этой причине подскочили на 7-10%. Какие масштабы примет этот процесс и насколько он подстегнет инфляцию - сказать не может никто. А данных Госкомстата нет. Но с тем, что укрепление евро подстегивает рост цен на потребительских рынках, соглашаются все эксперты.
Потребительские факторы инфляции могут быть несколько уравновешены более благополучными макроэкономическими. "Значительная часть денег была стерилизована на счетах Минфина и ЦБ, в том числе из-за оплаты госпакета "Славнефти" покупателями", - считает аналитик "Вэб-инвест банка" Михаил Зак. Аналитик Института финансовых исследований Георгий Трофимов согласен, что продажа почти 2 млрд. долл. покупателями "Славнефти" стала серьезным антиинфляционным фактором.
Кроме того, эксперты отмечают эффективность действий монетарных властей по разрешению недавнего кризиса рублевой ликвидности и говорят, что благодаря предпринятым мерам вполне может возникнуть даже некоторый дефицит рублей. "Я абсолютно уверен, что инфляция окажется ниже, чем в январе прошлого года, благодаря жесткой кредитно-финансовой политике", - считает ведущий аналитик МДМ-Банка Кирилл Тремасов.
В то же время финансисты и эксперты не имеют никаких альтернативных источников оперативных данных об инфляции. Некоторые пытаются ее считать, но, разумеется, не обладают такой базой, как Госкомстат. Поэтому экономика, как и правительство, работает вслепую. Между тем заместитель председателя правления банка России Олег Вьюгин вчера признал, что скачок инфляции в январе должен быть - "это очевидно".