Острейшая борьба развернулась в российском правительстве вокруг вопроса о том, должны ли ведомства открывать всем желающим свою внутреннюю информацию. В последние дни поводом для разногласий стал подготовленный Минэкономразвития проект распоряжения с довольно скучным названием: "Об обеспечении доступа к информации о деятельности правительства РФ и федеральных ведомств".
За скучным заголовком скрывается революционное содержание. Будучи принятым в нынешнем виде, распоряжение обяжет правительственные органы публиковать в интернете все свои внутренние документы, не относящиеся к государственной тайне. Речь идет не только о приказах и инструкциях. Распоряжение позволит посторонним заглянуть в "святая святых" каждого госучреждения - в его хозяйственную и финансовую деятельность. Общественность получит возможность составить себе представления о том, как и между кем в министерствах делят деньги. В частности, распоряжение обяжет ведомства публиковать в интернете сведения обо всех заключаемых ими гражданско-правовых договорах. Это значит, что любой журналист сможет узнать, какие компании являются поставщиками и подрядчиками того или иного министерства, на каких условиях заключены с ними контракты. Представляете, какая возникнет почва для догадок по поводу "откатов", левых договоров и вообще - эффективности работы ведомства?
Смогут журналисты строить догадки и по поводу того, кто именно наживается на распределении госзаказов, - ведь распоряжение обяжет министерства публиковать сведения о персональном составе всех конкурсных комиссий. Всего в проекте документа содержится перечень из 51 вида сведений, подлежащих обязательной публикации во всемирной сети.
Разумеется, распоряжение вызвало недовольство со стороны всех органов исполнительной власти. Тридцать федеральных ведомств прислали к проекту свои поправки, которые сводят на нет демократический смысл документа. Самое большое количество поправок прислало Министерство по атомной энергии. Много "конструктивных" предложений поступило также от МЧС и таможенного комитета. Таможенники, например, предлагают вместо существенных условий заключенных ведомствами договоров публиковать только типовые бланки договоров. Разница, мягко говоря, есть. Обращает на себя внимание, что наибольшее количество поправок представили именно те ведомства, вокруг которых постоянно клубятся слухи о коррупции и "откатах". Зато силовые ведомства к проекту распоряжения отнеслись довольно равнодушно - их деятельность охраняется государственной тайной.
Несмотря на то что проект распоряжения не согласован с большинством заинтересованных ведомств, Минэкономразвития внесло его в правительство - случай весьма редкий. Но согласовать такой документ невозможно - он слишком явно затрагивает интересы министерств и госкомитетов. Источник в Минэкономразвития сообщил "НГ", что в аппарате правительства проект поддерживают.
Нынешнее распоряжение является актом временного действия. Бои вокруг него - лишь пробный шар. В марте Минэкономразвития представит в правительство проект федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления", который будет затрагивать гораздо более широкий круг вопросов, связанных с прозрачностью власти. Так что главные сражения вокруг проблемы открытости госаппарата еще впереди.