Ни одна конкретная проблема российской экономики не обсуждается так долго и столь безрезультатно, как вопрос о соглашениях о разделе продукции (СРП) и об использовании отечественного промышленного комплекса, в частности его конверсионного потенциала. Государственная Дума провела очередные слушания на эту тему.
Генеральный директор ОМЗ Каха Бендукидзе, выступая на слушаниях, высказал мнение, что "сама конструкция закона как будто сделана специально такой, чтобы капитал, который инвестируется в освоение российских месторождений, не заходил на территорию страны".
Этому, по его мнению, способствует сам принцип возмещения затрат, который нацеливает оператора месторождений на покупку оборудования за рубежом. "Зачем ему дешевые российские машины и оборудование, если ему все равно оплатят услуги дорогих, но своих подрядчиков? Ведущие мировые компании никаких потерь не понесут, так как имеют многолетние контакты с производителями оборудования, с которыми всегда могут договориться, по какой цене осуществлять поставки в одну страну, а по какой - в другую. Такого рода махинации мы уличить никогда не сможем".
Как бизнесмен-промышленник, Каха Бендукидзе на своем опыте знает, что "норма закона о 70-процентной доле российских подрядчиков в заказах на товары и услуги ничего не гарантирует отечественным производителям". Несколько примеров ее обхода он привел в своем выступлении. "Наш американский конкурент по производству бурового оборудования создал стопроцентную российскую дочку, которая теперь может участвовать в конкурсе в счет 70%. Вполне очевидно, что ни о каком развертывании производства речь не идет - закупленное американское оборудование будет поставляться "российской" фирмой, условие закона выполнено".
Каха Бендукидзе справедливо задается вопросом: зачем предоставлять операторам специальный налоговый режим, который более чем в три раза легче национального, если заказы минуют отечественную промышленность, а государство свою урезанную долю продукции получит в отдаленном будущем?