Решение российских властей заморозить с 1 января экспортные поставки нефти через латвийский порт Вентспилс быстро объединило крупные нефтяные компании, переругавшиеся из-за недавнего аукциона по "Славнефти". Руководители "ЛУКОЙЛа", ЮКОСа, "Сургутнефтегаза", "Роснефти" и ТНК написали письмо Михаилу Касьянову с протестом против этого решения и туманно намекнули на возможность ответных мер. И то и другое может иметь самые серьезные последствия для российской экономики.
Вентспилс еще со времен СССР был западными экспортными воротами крупнейшей нефтяной державы. Там давно создана мощная инфраструктура с системой терминалов, резервуаров, подъездных путей и т.п. Это был единственный незамерзающий такой порт на Балтике. С распадом СССР порт оказался за границей со всеми вытекающими отсюда последствиями. Транзит через него стал международным и недешевым. В то время oтдельные нефтяные компании высказывали недовольство "грабительскими" тарифами транзитного монополиста, хотя они и не превышали среднемировых показателей.
В конце концов в России, а конкретно в компании "Транснефть", тоже, кстати, транспортном монополисте, родилась идея прорубить свое нефтяное окно в Европу. Проект получил название "Балтийская трубопроводная система" (БТС). В рекордные сроки порт Приморск под Санкт-Петербургом обзавелся нефтяным терминалом, а к нему был протянут нефтепровод. Казалось, на Балтике наступает эпоха свободной конкуренции. А вот далее начались вещи, от конкуренции далекие. "Транснефть" постепенно стала снижать объемы прокачки нефти в Вентспилс, а с начала этого года в порт и вовсе не поступает нефть по нефтепроводу Полоцк-Вентспилс.
"Транснефть" устами своих представителей усиленно открещивается от лоббирования этого решения, хотя даже непосвященному ясно, что она заинтересована в прокачке нефти через свои терминалы. Нельзя исключить, что решение наказать Латвию принималось на государственном уровне и без участия "Транснефти". Но в любом случае оно оказалось крайне несвоевременным. У нас же ведь как: плохой урожай - беда, а хороший - беда еще большая. Как назло, к концу года нефтяники увеличили добычу, да и цены на нефть резко подскочили. То есть настало самое время увеличивать экспорт, соответственно - прибыль в бюджет. А пока политика идет впереди экономики, чаще получается наоборот. Новороссийский порт, через который идет еще и казахстанская нефть, работает на пределе. Подошел к исчерпанию своих возможностей и Приморск. Да к тому же выяснилось неприятное обстоятельство: море здесь имеет свойство замерзать. Транзит через Одессу при тамошних тарифах обойдется дороже, чем через Вентспилс.
У нефтяников в принципе остается немного путей для выхода из ситуации. Можно везти нефть в тот же Вентспилс по железной дороге, что резко удорожит как транспортировку, так и разгрузку. Можно "сдаваться" Украине, что опять-таки дороже. Можно, наконец, вообще заливать продукцию в нефтехранилища до лучших времен, которые вряд ли настанут. Ну а можно┘ глушить скважины со всеми вытекающими отсюда последствиями. Потери нефтяников и потери бюджета могут исчисляться сотнями миллионов долларов. Так получается, когда политические соображения ставятся впереди экономических. Отсюда и такие резкие протесты нефтепроизводителей.
Впрочем, кроме политической и монопольной существует и еще одна версия. Вентспилс ведь закрыли официально только на квартал. И смысл этой акции состоит в предложении, от которого будет невозможно отказаться. То есть мы даем вам нефть, а вы нам - контрольный пакет акций крупнейшего на Балтике нефтяного терминала АО "Вентспилс нафта". Сермяжная логика в этом есть. И уже появилась информация, что некая российская нефтяная компания положила глаз на "Вентспилс нафта". Но проблема в том, что пока латышей будут ломать через колено, чтобы купить госпакет, условно говоря, за 100 миллионов долларов, российский бюджет из-за экспортных недопоставок может недосчитаться пятисот┘