Основная масса сельхозпроизводителей вторжения государства на зерновой рынок в общем-то не заметила. По мнению экспертов, в какой-то мере интервенция была эффективна для Сибири, то есть краев, из которых трейдеры совершенно не имели возможности пробиться к экспортным терминалам. Но и здесь госзакупки опоздали как минимум на два месяца - не случайно именно в этих районах наибольший процент сокращения посевов озимых. Всего же по стране, по некоторым оценкам, более 60% закупок пришлось на трейдеров.
На совещании Ассоциации союзов агропромышленного комплекса представитель ростовских сельхозпроизводителей обрисовал катастрофическую картину. Низкие цены на сельхозпродукцию не позволили хозяйствам вовремя расплатиться за кредиты, поэтому посевы озимых существенно сократились. Из-за отсутствия денег в хозяйствах, по его мнению, уменьшится и яровой клин. Если же учесть, что 40% озимых погибло от морозов, то урожай в этом году заведомо будет значительно меньше прошлогоднего. Так что уже в ближайшие месяцы цены на зерно пойдут вверх.
По мнению председателя ассоциации, депутата Госдумы Виктора Семенова именно из-за глухоты правительства к проблемам сельского хозяйства высокий урожай привел к разорению многих крестьянских хозяйств. Еще более настораживает новое явление - некоторые крупные сельхозпроизводители сворачивают свой бизнес, в частности в Белгородской, Воронежской и Тамбовской областях.
Характерно, что свое недовольство инертностью правительства высказывают агропромышленники, которые от низких цен на сельхозпродукцию в этом году только выиграли. Объяснение этому простое: предстоящее падение урожая поменяет их местами с сельхозпроизводителями - в этом случае именно последние будут диктовать свои условия. При больших перепадах в доходности невозможно планировать развитие производства. Сверхприбыльность бизнеса трейдеров и переработчиков привлекла внимание агрессивного капитала. Представители многих отраслевых союзов АПК отмечают, что в последний год активизировался криминал, связанный с переделом собственности. Технологии захвата предприятий обычные - умышленное банкротство или судебные иски миноритарного акционера.
Всех представителей союзов АПК волновала политика государства по вопросом квот и пошлин на импорт продовольствия. Возмущение агропромышленников вызвал тот факт, что правительственная комиссия по таможенно-тарифной политике в очередной раз приняла решение без учета мнений общественных организаций важнейшего сектора экономики.
30 декабря правительственная комиссия утвердила квоты и пошлины на ряд сельхозпродуктов, в частности, на все категории мяса. Как недавно заявил министр экономразвития Герман Греф, решение было принято после серьезного трехлетнего изучения этой проблемы его ведомством. Агропромышленники же утверждают, что установленные размеры квот и пошлин являются просто усредненными за последние годы и не учитывают перспектив развития отечественного производства. Диссонансом прозвучало заявление директора Института маркетинга Елены Тюриной о том, что ограничение дешевого импорта ведет к повышению цен на внутреннем рынке. Но ей тут же напомнили, что мясо в основном поступает из стран с высоким уровнем финансовой поддержки сельхозпроизводства, а нередко и целевого субсидирования экспорта.
Особое недовольство представителей агробизнеса вызывает полное отсутствие предварительной информации о подготовке решений и то, что их принятие происходит без участия представителей отрасли. Непрозрачность работы правительственных органов порождает условия для коррупции, считают они. Поводом для таких утверждений послужило решение комиссии, направленное против отечественных производителей кормов - трудно иначе интерпретировать отмену ввозной пошлины на соевый шрот и сохранение ее на сою.
Представители агропромышленных союзов признали свои низкие возможности лоббирования в правительстве интересов АПК. Они считают, что без долгосрочной бюджетной программы стабильное развитие сельского хозяйства невозможно. Только участие общественных организаций агропромышленного комплекса в принятии правительством решений при условии гласности и прозрачности сведет коррупцию среди чиновников к минимуму.