Можно ли создать свободную экономическую зону на отдельно взятом предприятии? Помнится, осенью кризисного 1998 года подобная попытка, предпринятая на одном из крупных производств Центральной России, была воспринята как неуместная шутка. Однако то, что в первый раз случилось как фарс, теперь может воплотиться посредством вполне легитимных экономических процедур. Только зоны теперь будут называться не "свободными", а "особыми".
В феврале Министерство экономического развития и торговли намерено внести в правительство законопроект "Об особых экономических зонах в РФ", в котором будет четко описан механизм их создания. Кроме того, в кабинет министров должен быть представлен законопроект о поправках, которые необходимо по этому поводу внести в различные налоговые законы. Если все пойдет так, как планирует министерство, то уже в апреле законопроекты поступят на рассмотрение Госдумы, а с 2004 года - вступят в силу.
В настоящее время проект закона об особых экономических зонах (ОЭЗ) прошел согласование во всех заинтересованных ведомствах, кроме Министерства финансов, которое "не представило никаких конкретных конструктивных возражений, но высказывается в целом против законопроекта", отмечает источник "НГ" в Минэкономразвития. Однако судя по тому, что на днях, встречаясь с представителями науки, президент Владимир Путин высказался за рассмотрение вопроса об особых зонах, проблем с принятием закона не предвидится.
Условием появления ОЭЗ является наличие пустующих площадей, к которым тем не менее уже подведены все необходимые коммуникации. При этом экономическое новообразование может появиться только на базе нового предприятия. Как вариант: в законе предусматривается возможность приобретения инвестором уже имеющихся мощностей и регистрации нового юридического лица. Площадь ОЭЗ может составлять не более 10 квадратных километров. Так что легко представить себе ситуацию, когда из какого-либо крупного предприятия будет вырезан кусок территории (причем не обязательно пустующей) либо же когда особая зона будет создана на базе перерегистрированного и очищенного от долгов производства.
Правда, в Минэкономразвития обещают не допустить такого поворота событий. Скоро в правительстве будет обсуждаться разработанная министерством Концепция поимущественных налогов, в которой говорится о невозможности "очистки" от неуплаченных налогов путем перерегистрации. А к моменту, когда ОЭЗ заработают, соответствующие защитные механизмы будут утверждены законодательно.
Первая особая экономическая зона, созданная по новым правилам, по мнению источника в Минэкономразвития, может появиться не ранее 2006 года. Всего же их будет не более 10, в основном в приграничных районах. Еще ожидается появление 5-7 так называемых технопарков, то есть образований, где на основе фундаментальных научных разработок создавались бы промышленные технологии. Недостижимым идеалом Минэкономразвития считает появление "комплексных зон", включающих в себя всю цепочку от наукограда до производства, где внедрялись бы промышленные разработки.
Создаваться ОЭЗ будут по следующей схеме: потенциальный инвестор ведет переговоры с субъектом Федерации, он, в свою очередь, вносит в правительство проект создания экономической зоны и готовое технико-экономическое обоснование. По общему правилу, особые экономические зоны предполагается создавать сроком на 20 лет. В течение первых трех лет действующие там предприниматели будут освобождаться от налога на прибыль. Последующие пять лет ставка этого налога будет варьироваться в диапазоне от 3,75 до полных 24% в зависимости от того, какую часть прибыли инвестор направляет на развитие производства. По истечении восьми лет с момента появления ОЭЗ налог на прибыль должен выплачиваться полностью, но при этом никто не отнимает у региональных властей права понизить эту ставку, отказавшись от той части сборов, которая направляется в местный бюджет.
Действующие свободные экономические зоны (помимо зон Калининграда и Мурманска, созданных на основе специальных федеральных законов) должны будут прекратить свое существование после вступления в силу закона об ОЭЗ.