Вчера в Москве начала работу миссия МВФ по налоговым вопросам. Она приехала в Москву по приглашению Минфина России для анализа хода и результатов российской налоговой реформы.
Казалось бы, кредитов у МВФ мы сейчас не берем и никакого повода для инспекции МВФ нет. Но такие контрольные визиты являются условием прежних договоров о кредитах Фонда, по которым Россия еще не расплатилась. "Собираемость налогов и дебюрократизация экономики - это все, что еще может проверять в России Международный валютный фонд", - сообщил "НГ" источник в представительстве одной из международных финансовых организаций в России.
В последние годы, когда цена на нефть на мировых рынках держится на высоком уровне, а бюджет выполняется с большим профицитом, Россия постепенно избавилась от необходимости в валютных интервенциях МВФ и даже начала постепенно возвращать долги. Сейчас долг перед Фондом составляет порядка 8 млрд. долл. - по сравнению с величиной российского бюджета (70 млрд. долл.) это не так уж и много. "Поэтому с мнением МВФ Россия сейчас по большому счету может не считаться, - говорит источник "НГ", - и раньше-то заключения по итогам работы миссий МВФ в России носили для правительства рекомендательный характер. Другое дело, что если правительство им не следовало, то нам могли отказать в новых кредитах". В пресс-службе самого Минфина, который курирует визит экспертов Фонда, тем не менее не смогли пояснить, каких выводов ожидают в их ведомстве по результатам работы миссии.
Работу новой налоговой системы России, основанной на введении в действие Налогового кодекса, и прибыла инспектировать миссия МВФ. Дело в том, что в собираемости налогов Россия до сих пор хромает - за 2002 год Минфин недособрал полпроцента (7,5 млрд. руб.) запланированной суммы. По данным Минфина, это происходит вследствие того, что налогоплательщики используют схемы оптимизации налогообложения активнее и лучше, чем расчитывал Минфин. Минэкономразвития (МЭРТ) придерживается другого мнения: налоги собираются плохо, потому что ставки налогообложения слишком высоки, их необходимо снижать. Минфин же настаивает на том, чтобы налоговые ставки были законсервированы хотя бы до 2005 года. "Через два года мы пойдем на снижение НДС в целом по стране при одновременной отмене льгот", - заявил вчера министр финансов Алексей Кудрин. При этом он считает, что "у нас в стране высокие налоги для одних сопровождаются низкими налогами для других", а существование льгот позволяет предприятиям уходить от части налогов.
Владимир Путин заявил в конце декабря 2002 года о том, что со снижением налогов торопиться не стоит, хотя и от намерения их снижать никто в государстве не намерен отказываться.
В конце прошлого года замминистра экономического развития и торговли Аркадий Дворкович заявил, что без снижения налогов невозможно обеспечить устойчивый рост экономики. В ведомстве уверены, что если налоги будут снижены, то сборы их увеличатся. Министерство предлагает уже с 2004 года снизить ставку единого социального налога. В общем, сроки дальнейшего снижения налоговой нагрузки остаются в Кремле и правительстве дискуссионным вопросом. И лишь в этом ракурсе мнение МВФ о том, в нужном ли направлении идет налоговая реформа, может оказаться действенным - если оно пригодится в качестве аргумента одной из спорящих сторон.