Министерство экономического развития и торговли в ближайшее время, видимо, отнимет у силовиков право распоряжаться бюджетными деньгами. В ведомстве Германа Грефа считают, что управление деньгами, которые государство выделило на оружие и спецстроительство, должно быть сосредоточено в казначействе. Судя по всему, идущий по стране процесс финансовой централизации "ударяет" не только по регионам, но и по силовым структурам.
Сегодня правительство России должно обсудить вопрос об оборонном заказе на 2003 год. Оборонный заказ - это прежде всего огромный документ, состоящий из 4000 страниц и описывающий потребности всех российских силовых ведомств в разного рода материальных ресурсах. Координацией работы по составлению оборонзаказа ведает, как это ни странно, Минэкономразвития.
Как сообщил корреспонденту "НГ" заместитель министра экономического развития и торговли Владислав Путилин, радикальных изменений в структуре оборонного заказа по сравнению с прошлым годом не произошло, однако в заказе этого года имеется два серьезных новшества. Во-первых, разработка и производство антитеррористических средств выделены в особый раздел заказа. Во-вторых, теперь оборонный заказ будет распространяться также и на научно-исследовательские организации Министерства обороны. Раньше оборонные НИИ финансировались по смете военного ведомства, теперь же они будут участвовать в конкурсах на выполнение оборонного заказа наравне со всеми остальными, в том числе и частными структурами. То есть военным ученым придется жить в условиях конкуренции.
Конкурсы на выполнение оборонных поставок будут проходить до мая, после чего правительство должно произвести корректировку параметров заказа. Необходимость корректировки связана с тем, что государство уже определило, сколько денег оно готово выделить на закупку вооружений, но пока еще не знает, по какой цене оно будет их покупать. Цены на оружие и спецработы будут определяться в процессе конкурсов, а также переговоров с подрядчиками. Владислав Путилин признал, что стоимость вооружений растет и предусмотренные в бюджете дефляторы за этим процессом часто не поспевают.
Впрочем, одна корректировка заказа в мае - это не много. Еще несколько лет назад заказ изменялся в течение всего года. В результате выполненный заказ процентов на 80 отличался от того, что изначально утверждался правительством. Но с 2001 года установлен новый порядок финансирования, не позволяющий силовым ведомствам на ходу менять свои планы. Вносить изменения в параметры заказа может только правительство, которое, разумеется, не делает это слишком часто.
Именно для того чтобы полностью исключить незапланированное расходование выделенных средств, Минэкономразвития и предлагает все расчеты по госзаказу с этого года централизовать в казначействе. Силовым ведомствам останется только подавать в казначейство документы на оплату заключенных контрактов, а казначейство еще будет проверять правильность этих документов. Правительство может пойти на такую жесткую меру несмотря на то, что в отдаленных районах, где поблизости нет структур казначейства, военным будет очень тяжело организовывать свои взаимоотношения с поставщиками.
Еще одна централизаторская новация, предлагаемая Минэкономразвития, - принцип единого конкурса, вводимый при закупках продовольствия, обмундирования и всего прочего, что нужно для тылового обеспечения. Суть этого принципа заключается в том, что для всех силовых структур закупки будет осуществлять только одна из них. На федеральном уровне организовывать единый конкурс на закупку тыловой продукции будет поручено Министерству обороны. Военные окажутся ответственными за снабжение провизией и пограничников, и бойцов внутренних войск. В регионах конкурсы будут проводить те структуры, которые являются крупнейшими потребителями товаров на данной территории.
Поскольку подведение итогов конкурсной кампании должно произойти только в мае, реальное финансирование новых военных заказов начнется с лета. До конца весны оборонные предприятия будут заняты выполнением работ, перешедших с прошлого года.