- Как в Минпромнауки оценивают итоги 2002 года в оборонно-промышленном комплексе?
- Ушедший год был конструктивным по большинству направлений. По предварительным данным, в 2002 году объем товарного выпуска по ОПК составил 118,6%, в том числе продукции гражданского назначения - 108,5%. Это ощутимо больше, чем в 2001 году.
Удалось улучшить финансово-экономическое положение ОПК. Средняя заработная плата работников возросла на 40,5%.
Мы приступили к реализации федеральной целевой программы "Реформирование и развитие ОПК (2002-2006 годы)". Удалось создать необходимую нормативно-правовую и главным образом методическую базу, для того чтобы начать работать над проектами создания интегрированных структур.
- За счет каких факторов улучшилось финансово-экономическое положение ОПК в 2002 году?
- В целом положение улучшилось благодаря нескольким факторам. Во-первых, вот уже три года идет устойчивое финансирование гособоронзаказа.
Во-вторых, государство в 2002 году практически рассчиталось по долгам с оборонным комплексом за 1996-1999 годы Это очень серьезное событие почему-то прошло незаметно, хотя раньше по поводу долгов было много шума. По многим отраслям эта работа в 2002 году практически завершена. Погашены не только 50% "живыми" деньгами, но и государственные долговые обязательства на 9 миллиардов рублей.
В-третьих, проведена реструктуризация долгов предприятий по платежам в федеральные и местные фонды.
В-четвертых, сохранились, а по ряду позиций увеличились объемы экспортных поставок вооружения и военной техники.
Свой вклад внесло сохранение - на фоне общей тенденции роста объемов выпуска товарной продукции ОПК - доли гражданской техники, товаров и услуг на уровне 48-52%.
- По некоторым данным, около 60% инвестиций в развитие производства - собственные средства предприятий. Так ли это?
- В разных отраслях по-разному. Где-то доля собственных средств выше, где-то больше дает государство. Но в целом доля бюджетного финансирования незначительна.
Сложность задачи обновления производства колоссальна - она требует вложения около 15 миллиардов долларов. Очевидно, что у государства нет возможности взять на себя основной груз обновления производства, но стимулировать всеми возможными способами этот процесс мы обязаны.
- Наше законодательство не поощряет вложения зарубежных средств в оборонку. Существует 25-процентный лимит на участие в капитале, запрет на вхождение иностранных представителей в руководящие органы. Будут ли эти положения меняться?
- Проблема существует, однако уже пройден период, когда нас пытались увлечь разговорами о том, что после разгосударствления ОПК инвестиции потекут рекой. В жизни все получилось иначе. Свыше 40% ОПК - это акционерные общества, а серьезного притока западных инвестиций не произошло.
Полагаю, что вопрос не в том, сколько процентов может западный инвестор приобрести. Проблема в том, что в 1990-х годах в оборонном комплексе появилось много акционеров, которые не ставили перед собой задачи развития производства, не связывали стратегию бизнеса с предприятиями, в которых они были совладельцами. Они претворяли в жизнь стратегию перепродажи. К сожалению, в делах с иностранными акционерами мы получили больше отрицательных примеров, чем положительных.
Сегодня нельзя вести разговор об условиях присутствия иностранного инвестора в управлении предприятием в общем. Допустимы только конкретные решения.
- В целом достаточно ли у министерства рычагов для стимулирования интеграции в ОПК?
- Ситуация непростая. Прежде всего потому, что этап приватизации начался раньше, чем мы серьезно занялись реструктуризацией. Если бы это проходило наоборот или одновременно, многих проблем можно было избежать.
К сожалению, в ряде ключевых предприятий государство не имеет контрольного пакета или даже акций вообще. Акционеры, как правило, не согласны с вхождением в интегрированные структуры на тех условиях, которые мы предлагаем. А для нас основное условие - формирование жестких интегрированных структур, которые объединены по принципу создания финальной продукции и имеют понятную вертикаль управления.
Поэтому мы ищем возможные варианты создания необходимых рычагов, включая использование интеллектуальной собственности для увеличения там, где необходимо, пакета акций государства.
- Национализация частных предприятий ОПК в принципе возможна?
- В принципе возможна. Но сегодня мы еще так вопрос не ставим. Механизм национализации существует, но не применялся, и пока у нас такой задачи не было.