Прошлый год был весьма успешным для российской банковской системы. Тем не менее на последнем заседании правительства в 2002 году премьер-министр Михаил Касьянов отметил, что развитие банковского сектора идет с отставанием от общих экономических реформ. По словам главы правительства, отставание этой отрасли равно примерно двум годам. Пока, по его мнению, по общему уровню банковский сектор вышел на те же рубежи, которые финансовый сектор занимал до августовского кризиса 1998 года. По данным Минфина, совокупная величина активов банковского сектора в России за год увеличилась почти на четверть и составляет сейчас 3,79 трлн. руб.
За прошедший год объем кредитов, выдаваемых банками, увеличился на 25%, на 50% возрос объем кредитов физическим лицам. Сокращается участие государства в банковской сфере: Центробанк вышел из капитала Внешторгбанка, передав пакет акций этого банка государству, а Внешэкономбанк превращен в государственную финансовую компанию. В то же время, как отметил Михаил Касьянов, процесс выхода государства в лице государственных унитарных предприятий из капиталов других банков "идет не так активно, как нужно" (напомним, что по планам правительства этот процесс должен был завершиться еще осенью 2000 года).
По словам премьера, не спешит покидать капиталы пяти росзагранбанков и Центробанк. Согласно стратегии, реализуемой правительством и Банком России, предусматривался выход ЦБ из капитала пяти дочерних зарубежных банков в странах Западной Европы к 1 января 2003 года. Но первый заместитель министра финансов Алексей Улюкаев по итогам последнего заседания правительства заявил, что выход ЦБ из капитала росзагранбанков будет перенесен на более поздний срок.
И тем не менее в области нормотворчества, по признанию банкиров, в ушедшем году правительство, Дума и Центробанк впервые после кризиса прислушались к мнению профессионального сообщества о его нуждах. Объем денежных средств в банковском секторе неуклонно растет. Так, по данным Минфина, собственные средства банков увеличились за год на 17,5% - до 533 млрд. руб. Объемы вкладов населения возросли на 36% и достигли 921 млрд. руб.
Правительство и Банк России приняли стратегию развития банковского сектора до 2007 года, в которой четко названа давно дискутируемая сумма минимального уставного капитала для банковского учреждения - 5 млн. евро. Кроме того, в этом документе указано, что все банки обязаны перейти на международные стандарты отчетности с 2004 года. В "Основных направлениях кредитно-денежной политики на 2003 год", представленных в Думу в конце прошлого года главой Центробанка Сергеем Игнатьевым, прямо указано, что в этом году банки начнут активно перемещать капиталы с финансовых рынков в реальный сектор экономики.
"Судьбоносными" для банковской системы стали и два законопроекта, одобренные правительством в 2002 году, - "О страховании банковских вкладов" и "О валютном регулировании и валютном контроле". Оба документа в начале года должны быть приняты обеими палатами российского парламента. Страхование банковских вкладов, необходимость которого уже давно не оспаривается ни в правительстве, ни в финансовой среде, обсуждается на различных уровнях власти уже семь лет. В течение 2003 года должна быть сформирована вся инфраструктура для реализации этого закона, собран резервный фонд, из которого будут выплачиваться компенсации вкладчикам разорившихся банков. Все это направлено на повышение доверия частных вкладчиков к российским кредитным организациям и в конечном итоге - на привлечение в экономику средств населения, хранящихся "под подушкой". Либерализация валютного режима, концепция которого изложена в законопроекте "О валютном регулировании", непосредственно коснется работы кредитных учреждений в качестве агентов валютного контроля. Понятно, что оба эти законопроекта нужны российскому правительству в первую очередь как меры по подготовке к вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО), но их принятие повлечет за собой серьезные изменения в работе всей финансовой системы.
Прошедший год ассоциируется у банков и с введением норм закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Банкиры опасались, что нормы этого закона заставят банки практически шпионить за финансовыми проводками их клиентов. На деле же все ограничилось увеличением числа форм банковской отчетности. Если раньше банкиры отчитывались только перед Центробанком, то сейчас они обязаны информировать Комитет по финансовому мониторингу Минфина. Но все отмечают, что закон также необходим для более спокойного вхождения России в ВТО и для придания стране имиджа цивилизованного государства, с которым все партнеры могут спокойно вести серьезные финансовые дела.