Одной из сенсаций декабря стало предложение президента компании "Транснефть" Семена Вайнштока заморозить на следующий год тарифы на прокачку нефти по магистральным трубопроводам. Инициатива была сразу поддержана Федеральной энергетической комиссией - с оговоркой, что она еще вернется к этому вопросу после опубликования результатов деятельности "Транснефти" за нынешний год. При этом председатель ФЭК Георгий Кутовой похвалил компанию, отметив, что материалы недавно проведенной экспертизы свидетельствуют о ее эффективной работе благодаря умелому менеджменту. Известное агентство S&P повысило недавно рейтинг "Транснефти" с "ВВ-" до "ВВ" (солидарно с рейтингом РФ), прогноз - "Стабильный".
Руководство "Транснефти" отступило от традиционных просьб к правительству о повышении тарифов. При этом в отношении финансового обеспечения деятельности компании демонстрируется оптимизм. Между тем на заседании Совета директоров было подчеркнуто, что плановые мероприятия по модернизации нефтепроводов в 2003 г. должны, как и раньше, финансироваться за счет тарифа на транспортировку нефти. А ведь совсем недавно ФЭК отказала компании в повышении тарифа на 12%, согласившись только на 9,33%. К тому же в Федеральном собрании находится на рассмотрении поправка к Закону "О магистральном трубопроводном транспорте", которая предусматривает отчисление "Транснефтью" и "Газпромом" части средств, получаемых за счет тарифов, в бюджеты регионов, через которые проходят их магистральные трубопроводы.
Как снижаются затраты
В самой "Транснефти" готовность не настаивать на повышении тарифов объясняют тем, что решение основных задач компании непосредственно связано с программой по снижению эксплуатационных затрат. Эта программа предусматривает совершенствование организационной и производственной структуры, выведение из состава непрофильных дочерних предприятий, энергосбережение, оптимизацию численности персонала и ряд других аналогичных мер. В итоге рост издержек в компании не превышает сейчас рост средних цен производителей в промышленности. Например, в 2001 г. индекс роста суммарных затрат на единицу оказанных услуг (100 т-км) к уровню 1997 г. равнялся 2,88, а индекс цен производителей - 3,00.
Столь же успешно, как считают в компании, осуществляется Комплексная программа диагностики, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта ее объектов. В нынешнем году на нее было затрачено 27,3 млрд. руб., а на следующий год запланировано 38,4 млрд. руб. - сумма, по мнению Семена Вайнштока, сопоставимая с тем, что потрачено в этом году, и позволяющая в значительной мере рассчитывать на собственные силы. В отношении внешних заимствований компания отдает предпочтение необеспеченным формам кредитования либо таким формам обеспечения, которые "не создавали бы рисков для развития предприятий и отрасли в целом". При этом с июля 2002 года она получила право привлекать кредитные средства не только на новое строительство, но и на реконструкцию объектов системы.
Сегодня компания ведет переговоры с рядом крупнейших банков об организации финансирования проекта второй очереди БТС в форме синдицированного обеспеченного кредита, что позволит минимизировать затраты по его обслуживанию. Финансирование начальных этапов проекта БТС-2 осуществляется "Балтнефтепроводом" за счет краткосрочных кредитов под поручительство АК "Транснефть" с последующим их замещением долгосрочным синдицированным кредитом.
Состоится ли "компромисс монополий"?
Но, конечно, финансовая сторона дела - это только часть проблемы. Ведь как бы хорошо ни выполнялись планы в прошедшем году, деньги никогда не бывают лишними. Тем более что одновременное существование в стране нескольких механизмов ценообразования, когда в основы каждого из них в той или иной мере заложены разные принципы, касается "Транснефти" в весьма существенной степени. Компании приходится жертвовать частью своих доходов от внешней торговли ради субсидирования внутренних поставок, удерживая внутренние тарифы ниже экспортных в среднем в 3 раза. Внешнеэкономические и геополитические задачи требуют строительства все больше новых систем международных нефтепроводов на самых разных направлениях. В следующем году только на работы по Балтийской трубопроводной системе необходимо найти 6,125 млрд. руб. (БТС, кстати, вышла на проектную мощность - 12 млн. тонн - точно в срок, 22 декабря). В то же время внутри страны треть нефтепроводов эксплуатируется более 30 лет.
Всегда есть соблазн обнаружить подспудные мотивации поступков людей. Например, страх перед властью. Счетная палата по результатам своей проверки "Транснефти" выявила недопоступление средств в федеральный бюджет вследствие более низкой цены на принадлежащие государству обыкновенные акции компании (75%) по сравнению с привилегированными. Впрочем, та же Счетная палата признает, что дивиденды компании, прямо влияющие на цену акций, определяет не ее менеджмент, а российское правительство. Для государства курсовая стоимость обыкновенных акций "Транснефти" не так существенна: они не котируются на бирже, и продавать их государство не намерено. Существенна прибыль компании, которая позволяет не только платить налоги в федеральный бюджет, но и направлять средства на масштабные инвестиционные проекты - такие, как БТС. Прибыль же стабильно растет. Так что вряд ли Семен Вайншток чего-то боится.
На самом деле тарифную инициативу "Транснефти" стоит рассматривать в рамках отношений правительства со всеми естественными монополиями и их собственных взаимоотношений.
Выступая в конце ноября в Госдуме, глава ФЭК Георгий Кутовой высказался в пользу необходимости и дальше сохранять разницу между повышением цен на Федеральном оптовом рынке электроэнергии и мощности (ФОРЭМ) и ее розничной ценой. Вместе с тем ФЭК предложила правительству поднять на 15% тарифы на поставку на ФОРЭМ электроэнергии для 16 федеральных электростанций, поскольку оказалась между молотом судебных решений в пользу РАО "ЕЭС России" и наковальней правительственного запрета на повышение тарифов естественных монополий до конца года в целях сдерживания инфляции. Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев отмечает, что сейчас у компании денег достаточно, если не случится форс-мажорных обстоятельств. Он обусловливает отсутствие форс-мажорных обстоятельств как раз разумной тарифной политикой РАО "ЕЭС России".
Это наводит на предположение, что тарифная инициатива "Транснефти" представляет собой элемент усилий, направленных на то, чтобы найти какой-то разумный компромисс между естественными монополиями, а также компромисс монополий с другими производителями и с населением.
Кроме того, "Транснефть" сталкивается с новыми вызовами внутри страны. На российском Северо-Западе, в Сибири и на Дальнем Востоке отечественные нефтяные компании все больше стремятся к строительству собственных магистральных нефтепроводов, особенно экспортных. Все более напряженная конкуренция за нефть с зарубежными государственными компаниями и международными трубопроводными консорциумами разворачивается на Каспии и Черном море. Очевидно, что выиграть в такой борьбе можно, только используя гибкую политику в области тарифов на прокачку нефти.
Из досье "НГ"
"Транснефть"-2002: грузооборот вырос, издержки снижены
На заседании совета директоров "Транснефти", которое состоялось 18 декабря, подведены предварительные итоги деятельности компании в 2002 г. Прием нефти от производителей составит 376 млн. тонн, или на 10% больше, чем в 2001-м. На экспорт до конца года будет прокачано 188,5 млн. тонн нефти, или на 9% больше прошлогоднего. В страны СНГ транспортировано 35,6 млн. тонн, в том числе в дальнее зарубежье - 152,9 млн. тонн. Сдача нефти для переработки на предприятиях России увеличится на 10% и достигнет 186,9 млн. тонн. Грузооборот по системе магистральных нефтепроводов также вырос примерно на 10% и составит 852,9 млрд. ткм.
Несмотря на инфляционные процессы, по итогам 9 месяцев расходы компании по сравнению с тем же периодом 2001 г. уменьшились на 198,7 млн. руб. Совет директоров поручил правлению компании в срок до 1 июня 2003 г. разработать и утвердить программу сокращения издержек на 2004-2006 гг.
В 2002 г. на реализацию Комплексной программы диагностики, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта объектов "Транснефти" было направлено 27,3 млрд. руб., что позволило полностью выполнить все запланированные объемы работ. Особое внимание уделяется экологической безопасности.
Совет директоров одобрил планируемые показатели будущего года по дальнейшей модернизации объектов компании. Предполагается увеличить финансирование программы до 38,4 млрд. руб.
По поручению правительства "Транснефть" изучила предложения об использовании в качестве государственного нефтяного резерва технологических запасов сырья, находящихся в ее трубопроводах и резервуарах. Специалисты "Транснефти" считают, что принять их невозможно. Технологические остатки, закупленные предприятиями нефтепроводного транспорта, предназначены исключительно для обеспечения работы трубопроводной системы. В случае их перевода в резерв "Транснефть" окажется неспособной выполнить договорные обязательства перед грузоотправителями, что может повлечь кризис в отрасли.
Рассмотрен ход реализации проекта строительства нефтепровода Байкал-Тихий океан. Ранее как наиболее оптимальный избран маршрут Ангарск-Казачинское-Тында (вдоль трассы БАМа) - Хабаровск (вдоль трассы Транссиба) - бухта Перевозная в Приморском крае. Проект, разработанный в "Транснефти", одобрен Министерством экономического развития и торговли. В июле завершена разработка обоснования инвестиций. В соответствии с законодательством в регионах, по которым должен пройти нефтепровод, состоялись слушания, на которых получены положительные оценки общественности. В ноябре обоснования инвестиций направлены в федеральные экспертные органы - Главгосэкспертизу и Минприроды России. Согласно проекту, по нефтепроводу будет ежегодно перекачиваться 50 млн. тонн нефти, в том числе на первом этапе - 30 млн. тонн. Протяженность трассы составит 3885 км. Предполагается построить 22 нефтеперекачивающие станции и резервуары на 2735 тыс. куб. м. Проект оценивается в 5,8 млрд. долл. США.