С легкой руки журналистов, пишущих о российской экономике, 2002 год был назван "лесным". И для этого на самом деле есть немалые основания: в июне этого года правительство РФ наконец рассмотрело и приняло "Основные направления развития лесной промышленности России", а к отрасли стал проявлять серьезное внимание крупный отечественный капитал. В этом ряду вполне можно назвать и состоявшуюся 24 декабря встречу премьер-министра Михаила Касьянова с представителями лесопромышленного комплекса России. В Белый дом были приглашены президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров Мирон Тацюн и вице-президент этого союза, председатель совета директоров крупной лесопромышленной компании "Континенталь Менеджмент" Николай Макаров. В центре обсуждения были вопросы реализации правительственной программы по поддержке национального ЛПК.
"В целом мы высоко оценили инициативу правительства, всерьез занявшегося решением проблем нашей отрасли, - заявил после встречи с главой правительства Николай Макаров. - Однако было замечено, что программа нуждается в конкретизации - в какие сроки, какими механизмами планируется достичь поставленных задач. Нас интересовали также шаги, которые правительство намерено предпринять для повышения инвестиционной привлекательности отрасли. Необходимо продолжить работу и по изменению законодательства в этой сфере. В свою очередь мы как лесопромышленники готовы представлять свое видение и свои предложения по достижению этих целей".
Глава компании "Континенталь Менеджмент" не зря упомянул об инвестициях. Без дополнительно привлеченных средств достичь намеченного правительственной программой роста объема производства в 3,5 раза к 2015 году просто нереально. Достаточно сказать, что в 2001 году фактические инвестиции в лесопромышленный комплекс составили 16 млрд. руб., или 1,5% общей потребности. При этом 87% составили собственные средства предприятий и 13% - привлеченные средства, из которых только 0,2% были привлечены из-за рубежа. Однако пока что приход нового капитала в лесную отрасль максимально затруднен по целому ряду причин.
Уже много писалось и о непрозрачности лесного бизнеса, и о несовершенстве законодательной базы, и о предельной криминализованности этой отрасли по сравнению с другими. Но "лесной" год показал, что есть еще одна сила, противящаяся приходу в российский леспром новых инвестиций. Как ни парадоксально, но это сами лесопромышленники. Вернее, наиболее крупные из них. Оно и понятно - российские внутренний и внешний лесные рынки давно поделены (как явно поделены и крупные чиновники, "радеющие" той или иной корпорации), конкуренты правдой и неправдой задавлены, хитроумные финансовые схемы отработаны┘ И появление в этой системе любого сильного игрока чревато едва ли не крушением чьего-то бизнеса.
Характерный пример такого рода - все тот же "Континенталь Менеджмент" (КМ). Десять лет (под названием "Континенталь Инвест") компания успешно работала в лесной отрасли, не вызывая ничьего особого раздражения. Но стоило ей сменить не только название, но и стратегию развития, как на нее обрушивается буквально шквал критики и всевозможных обвинений - от профессиональной некомпетентности до корпоративной агрессии. А вся "вина", по сути, сводится к тому, что "Континенталь Менеджмент" сумел найти стратегических партнеров и с их помощью решил создать крупнейший российский лесной холдинг. Но, как оказалось, это место за собой закрепила российская "дочка" швейцарской фирмы Intertsez - компания "Илим Палп Энтерпрайз" - самый активный нынешний критик "Континенталь Менеджмента".
Хотя с точки зрения бизнеса КМ сделал безупречный ход, войдя в стратегический альянс с компанией "Базовый элемент" и банкирским домом "Санкт-Петербург". Составными частями этой комбинации оказались собственные и постоянно приобретаемые лесные активы "Континенталя", управленческий опыт и традиции "Базового элемента" и банкирского дома "Санкт-Петербург". Собственность, менеджмент и капитал сходятся вместе, и тут есть от чего тому же "Илим Палпу" забить тревогу, ведь инвестиции и развитие производства никогда не были сильным местом этой корпорации. Более того, даже лучшие предприятия этой компании работают на практически изношенном оборудовании советских времен, в чем недавно убедились члены специальной комиссии Государственной Думы РФ.
Кстати, создание этой комиссии служит еще одним свидетельством обеспокоенности федеральной власти положением дел в лесной отрасли. Это объяснимо - в нынешнем своем состоянии, вместо того чтобы быть заметным донором российской казны, леспром является скорее насосом, выкачивающим деньги в какие-то офшорные дали. Поэтому, взяв курс на ревизию своих ресурсов, государство неизбежно должно было обратить внимание на то, кто рубит российский лес и что из этого в результате получается. Поэтому вполне вероятно, что правительство в конце концов прислушается и к озвученному на встрече Мирона Тацюна и Николая Макарова с Михаилом Касьяновым мнению многих лесопромышленников о необходимости создания отдельного федерального органа для управления лесной отраслью России. Нет сомнения, что при систематическом государственном контроле прозрачность лесного бизнеса увеличится на порядки, хотя многим корпорациям и придется в корне изменить стиль своей деятельности. Но тогда можно будет стать уверенным, что "лесной" период в стране не закончится с новогодним боем курантов.