Министр по антимонопольной политике Илья Южанов на итоговой пресс-конференции вчера вспоминал наиболее громкие дела, которые возбудил МАП в уходящем году. Он отметил, что больше всего тяготеют к нарушениям Закона "О конкуренции" естественные монополии.
Так, по словам министра, в России есть только одна частная железная дорога - "Золотое звено" на границе с Китаем. Эта дорога является прямым конкурентом Министерства путей сообщения (МПС). По словам Южанова, МПС душило конкурента в лучших традициях монополиста - не присваивала пограничной станции на этой дороге сетевой номер. А без этого номера на станцию не может быть отправлен ни один вагон - его просто потеряют. МАП предписало железнодорожному ведомству устранить нарушения, но МПС оспаривало предписание в судах различной инстанции и только после признания правоты МАП в высшей инстанции успокоилось.
Но не только МПС грешит нарушениями. Вспомнил Южанов и о незаконном запрете Минсвязи использования операторами мобильной связи стандарта CDMА, и о борьбе РАО "ЕЭС" против экспорта электрической энергии, вырабатываемой на атомных станциях, в Грузию.
При этом министр считает, что, согласно новой редакции Закона "О конкуренции", вступившего в силу 12 октября, доминирующее положение компании на рынке само по себе не является нарушением закона. Можешь быть монополистом, сколько хочешь. Но не мешай нормально работать другим.
Не отстают от естественных монополий в нарушении закона и органы власти. Как считает Южанов, "все достаточно активны в своей незаконной деятельности - от федеральных министерств до муниципалитетов". Порою незаконные действия органов власти носят полукриминальный характер. В качестве примера таких нарушений Южанов привел ситуацию с частными автобусами в Оренбурге. По его словам, доходит до избиения водителей частных автобусов сотрудниками милиции и оцепления автоматчиками ОМОНа остановок таких автобусов.
Государственный контроль за рекламной деятельностью - тоже обязанность МАП. В нарушениях законодательства о рекламе чаще всего повинны средства массовой информации. Особенно это касается запрета на рекламу табачных и алкогольных изделий в печатных изданиях. "Мы понимаем, что без рекламы наше телевидение не сможет выжить в ближайшие три-четыре года, - заявил Южанов, - но и мимо нахальных нарушений проходить не будем". Из телеканалов, по мнению министра, больше всего этим грешит Первый канал и агентство "Видео-Интернэйшнл": так, во время футбольных матчей лимиты прерывания трансляции рекламой превышают все допустимые пределы.
В отношении рекламы пива на телевидении МАП займет позицию, которую ему предпишут законодатели. Хотя уже сейчас МАП запретил наиболее вызывающие моменты в рекламе пива "Клинское" - когда в кадре молодежь катается на роликовой доске по краю платформы или цепляется крюком к проходящему мимо автомобилю. К чести производителей этой марки пива, считает Южанов, после замечания министерства производители сняли эту рекламу с телеканалов.
Всего МАП возбудил за год 8826 дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства. Число нарушений год от года увеличивается. По сравнению с 2001 годом количество заявлений о фактах нарушения добросовестной конкуренции возросло на 25%. Так что без работы антимонополисты в ближайшие годы не останутся.