Сколько крабов и прочих гадов морских нужно ученому, чтобы провести научный мониторинг? Не так уж мало, как оказалось. Объемы так называемого научно-исследовательского отлова ценных пород краба, например, измеряются в тысячах тонн. Понятно, что излишки морепродуктов попросту продаются, и это является своего рода "серой схемой" финансирования научных учреждений. Несмотря на претензии Генпрокуратуры, возбудившей недавно дело о незаконном выделении научных квот, и протесты Министерства экономического развития и торговли, которое не раз заявляло, что науку нужно субсидировать несколько иначе, ситуация вряд ли скоро изменится.
По крайней мере данные, оказавшиеся в распоряжении "НГ", говорят о том, что и в будущем году объемы "научного" отлова ценных биоресурсов будут впечатляющими (см. табл.), как, впрочем, и доходы, полученные от их реализации. Если в будущем году объемы допустимого улова по камчатскому крабу составляют чуть более 11 тыс. тонн то получается, что научным учреждениям из них достанется около 2,3 тыс. тонн. Один килограмм такого краба стоит в среднем 25 долл. Простые расчеты показывают, что ученые могут зарабатывать на этом больше 50 млн. долл.
Морские жители, представленные в таблице, все сплошь являются экспортным товаром. То есть все, что остается после вычитания научных и контрольных квот из объемов допустимого улова (ОДУ), устанавливаемого теми же научными учреждениями, выставляется на аукционные торги и затем практически целиком продается за рубеж.
Очередные аукционы по продаже квот на вылов водных биоресурсов состоятся на днях. Однако сейчас на открытые торги выставляются сущие слезы: речь идет только о биоресурсах внутренних и северо-западных морей. Причем на аукционы идет далеко не все. Помимо научных и контрольных квот от объемов допустимого лова отсекается то, что должно поставляться по специальным межправительственным соглашениям. Остаток делится в пропорции 50:50 между промышленными и аукционными квотами.
Понятно, что аукционы по продаже "рыбы в воде", которые в России проводятся с 2001 года, - это попытка увеличить бюджетные поступления от экспорта. Ведь как, например, утверждается в докладе Международного фонда охраны природы, еще в 1994 году рыбная отрасль бывшего СССР была приватизирована и полностью вышла из-под контроля не только органов государственной власти, но даже природоохранных организаций. Налоговые отчисления снизились до 3,5 млрд. руб. Для сравнения: в этом году только от организации аукционов в федеральный бюджет поступило 10,6 млрд. руб.
Причем само Минэкономразвития, вот уже третий год организующее эти аукционы, считает себя в некотором смысле "санитаром моря". Ведь в условиях, когда на Дальнем Востоке, например, мощности краболовов в 3,5 раза превышают объемы допустимого улова, состязательные торги позволяют попросту отсеять не слишком благополучные предприятия. Кроме того, участники аукционов представляют организаторам списки своих кораблей. И это, по логике Минэкономразвития, должно помочь таможне и прочим контролерам бороться с браконьерами. Теперь в местах лова они могут действовать по принципу "чужие здесь не ходят".
Соотношение аукционных и научных квот вылова краба |
|||
Наименование ресурсов |
Объемы допустимого улова (всего, тыс. тонн) |
Аукционная квота |
Контрольный лов и НИР |
Краб камчатский |
11,116 |
79% |
21% |
Краб синий |
5,688 |
70% |
30% |
Краб равношипый |
2,65 |
35% |
65% |
Краб стригун опилио |
15,377 |
83% |
17% |
Краб стригун бэрди |
2,683 |
71% |
29% |