Министр экономического развития и торговли Герман Греф вчера на пресс-конференции, посвященной итогам уходящего 2002 года, выразил надежду, что страна в ближайшие годы доживет до того дня, когда "все будет не так плохо, как о том пишут газеты". Впрочем, и завершающийся год министр назвал успешным для экономики страны: объем промышленного производства вырос на 4% по сравнению с 2001 годом, ВВП увеличился на 4,1%. Более быстрыми темпами росли цветная металлургия, пищевая и топливная промышленность - именно эти три отрасли на 70% обеспечили рост ВВП.
Основным стимулирующим фактором роста ВВП Греф назвал благоприятную для России внешнеэкономическую конъюнктуру - именно она обеспечила половину прироста ВВП.
Плановая экономика давно исчерпала себя, а по законам экономики рыночной в конце года наиболее быстро растущие отрасли дают предсказуемый спад производства. Но в этом году он начался в ноябре, в то время как в 2001 году такой спад начался в сентябре. Но все же экономика России до сих пор не до конца открыта. "Экономика - она как парашют, работает только тогда, когда она открыта. И темпы открывания экономики должны перекрывать темпы падения парашюта". Но министр не смог в цифрах оценить, с какой скоростью мы падаем и далеко ли до земли, потому что в экономике ничто не происходит быстро. "В экономике на принятые 10 законопроектов приходится 100 подзаконных актов, разработкой и реализацией которых будут заняты тысячи людей. И результаты принятия этих законов будут ясны только через 10 лет", - считает Греф. В министерстве уверены, что через 10 лет условия для бизнеса в России будут сопоставимы с аналогичными условиями в странах Евросоюза, хотя уровень жизни нашего народа через 10 лет вряд ли станет таким комфортным, как в Европе.
Покритиковал министр и темпы реализации структурных реформ в экономике: "Полноты ощущения удовлетворения от сделанного нет". В 2002 году МЭРТ написал самостоятельно и принял участие в написании 46 законопроектов, из которых 7 регулируют социальную политику государства, а 16 - экономику страны. Самыми важными из уже принятых законов Греф считает законы "О банкротстве" и "О техническом регулировании".
Министерство снова призвало российское правительство серьезно задуматься о снижении налогового бремени. Годовой темп снижения всех видов налоговой нагрузки, который может позволить себе государство, - 1% ВВП. При этом, по его словам, решение правительства о перечислении дополнительных доходов бюджета в стабилизационный фонд, о создании которого на днях объявил министр финансов Алексей Кудрин, не противоречит снижению налогов. Но государство должно определиться, какой параметр важнее оптимизировать - снижение налогов или стремление как можно быстрее расплатиться по внешним долгам (для чего и будут аккумулироваться средства в стабилизационном фонде). "Президент сказал, что приоритетная задача - обеспечить рост экономики. При растущей экономике мы сможем обслуживать долги государства, занимая деньги на внешнем рынке под более выгодный для нас процент", - считает замминистра экономического развития Аркадий Дворкович.