Одной из самых острых коллизий на российском потребительском рынке последние несколько лет является проблема "серого" импорта аппаратов мобильной связи. В печати можно найти сообщения, что примерно две трети всех ввозимых в Россию мобильных телефонов импортировались с тем или иным нарушением закона.
По мнению менеджера по поддержке продукции в России и СНГ компании Motorola Андрея Быченко, главной причиной появления "серого" импорта является то, что в Западной Европе розничная цена мобильного аппарата часто ниже фабричной. Крупнейшие операторы сотовой связи в развитых странах субсидируют продаваемые телефонные аппараты, стремясь привлечь абонентов. Это давало российским импортерам возможность покупать большое количество аппаратов в Европе в розничной сети, затем "на коленке" менять их программное обеспечение и ввозить в Россию. Этому типу "серого" импорта способствовали слабость государственного контроля, недостатки действующих в России процедур сертификации импортной продукции, а также неразборчивость населения, которое обращает внимание прежде всего на цену телефона. Между тем, по мнению Быченко, именно население и страдает от такого импорта в первую очередь: аппарат, чье программное обеспечение было уже один раз взломано хакерскими методами, хорошо работать не будет.
Импортеры, пользуясь различными уловками, занижают таможенную стоимость своих телефонов. По свидетельству сотрудников Государственного таможенного комитета, у разных компаний декларируемая стоимость телефонов одной и той же модели может различаться в разы. Некоторые импортеры создают смешанные партии телефонных аппаратов, состоящие как из "серых", так и из официально закупленных "трубок".
С точки зрения таможенного законодательства основным способом провоза "серых" мобильников в Россию до последнего времени являлось использование таможенных льгот физических лиц. Теоретически эти льготы должны были работать на обогащение челноков. Но фактически на них наживались крупные карго-фирмы, которые разбивали ввозимый товар на мелкие партии и каждую партию оформляли на подставное лицо. Ввозимые по такой схеме мобильники и компьютерные процессоры облагались таможенными пошлинами по меньшей ставке, чем товары "белых" импортеров, которые подобными хитростями не пользовались.
Еще в 2000 году пять крупнейших производителей "трубок" - Motorola, Ericsson, Siemens, Samsung и Philips приняли совместное обращение к российским государственным органам с призывом принять меры против "серого" импорта. Однако государство на помощь законопослушным импортерам не спешило, и компаниям пришлось предпринимать собственные меры. Например, компания Ericsson вообще отменила мировую гарантию на последние марки телефонов. Это значит, что гарантийный ремонт абонент сможет осуществлять лишь в той стране, где этот телефон был куплен.
"Авторизованные сервисные центры Nokia в России дают гарантию только на обслуживание телефонов, официально ввезенных в страну", - заявил корреспонденту "НГ" Мик Тойвонен, менеджер по продажам в странах СНГ компании Nokia Mobile Phones.
В департаменте мобильных сетей связи и передачи информации компании Siemens корреспонденту "НГ" сообщили, что в целях защиты интересов российского потребителя от некачественного оборудования руководством департамента совместно с органами сертификации РФ было принято решение о сертификации исключительно российских производственных серий мобильных телефонов Siemens - то есть телефонов, адаптированных для российского рынка, телефонов с русским программным обеспечением, настройками на российских операторов, гарантийным талоном и т.д. Таким образом, телефоны европейских или азиатских производственных серий не имеют сертификатов и соответственно не разрешены к продаже на территории РФ. Разумеется, официальное сервисное обслуживание осуществляется только для сертифицированного оборудования, "серые" телефоны бесплатно не ремонтируются.
Наконец с 1 октября этого года льготы для челноков были отменены (объявлено об этом было еще летом). По словам Мика Тойвонена, "российские власти в лице Таможенного комитета, Госсвязьнадзора и Торговой инспекции достигли определенных успехов в действиях по усилению мер против "серого" импорта". Как заявил "НГ" менеджер компании Samsung Electronics Дмитрий Кузнецов, "безусловно, меры инспекционного и карательного характера - проверки наличия всех необходимых документов в торговых точках при проведении таможенной очистки и т.п. - приносят свои результаты".
Все это в совокупности вроде бы стало приводить к тому, что "серый" импорт начал отступать.
Если раньше, по оценкам Motorola, на "серые" телефоны приходилось от 60 до 70% рынка, то в этом году их доля несколько уменьшится - примерно до 40-50%. Более значительное уменьшение произошло в конце года, после отмены таможенных льгот. По оценкам Siemens, доля "серых" поставок (по всем брэндам) в последнем квартале 2002-го сократилась примерно вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2001 года.
Все опрошенные "НГ" эксперты считают, что сам российский потребитель за последнее время стал более цивилизованным и обращает внимание уже не только на цену, но и на качество. Прежде всего это касается рынка Москвы, где покупатель более искушен. По словам Дмитрия Кузнецова, "все больше игроков рынка отказываются от использования "серых" схем. Причем переход на работу только с легально поставляемой продукцией, как правило, носит публичный характер. Дилеры стремятся заявить и довести до конечных пользователей, что их товар из надежного источника, что у них "все по-честному".