-Господин Терекбаев, на какой срок вас избрали на должность генерального директора?
- Срока контракта у меня нет. Я исхожу из того, что это длительный период работы.
- Ваше назначение - это единогласное решение акционеров?
- Однозначно да.
- Когда вас избирали на эту должность, какие перед вами были поставлены задачи?
- Абсолютно традиционные задачи по управлению предприятием. Это стабилизация ситуации, рост доходов предприятия, контроль за расходами, создание стратегического плана, бизнес-плана предприятия, вывод на самоокупаемость.
- А у вас есть стратегия, бизнес-план?
- Я сейчас буду заниматься исключительно анализом, это главная работа на сегодняшний момент. Я предполагаю стабилизировать все критические вопросы, то есть те, которые требуют неотложных решений, - платежи и так далее. Мы проведем сейчас анализ и решим все критические вопросы - это на ближайшие полтора месяца, за это время консолидируем общий план, который предстоит утвердить акционерам, и уже с этим планом будем работать.
- Что за критические вопросы?
- Это внутреннее дело нашего предприятия, но тем не менее не тайна, что нужно решить финансовые проблемы.
- Исследования аудитории телеканалов показывают, что у вас аудитория преимущественно пожилая, в основном это женщины, вас это устраивает?
- Исследования показывают, что и у всех крупных каналов все точно так же. Больше всего смотрят телевизор женщины.
- То есть это нормальная ситуация?
- Это может нравиться или не нравиться, но в принципе женщины больше смотрят телевизор, чем мужчины. А активное население все меньше смотрит телевизор, это не драма. Вы сами посмотрите, это тенденция современного общества, активный человек все меньше может себе позволить смотреть телевизор.
- Вы что-то собираетесь предпринимать для большего возрастного охвата аудитории?
- Все каналы предпринимают какие-либо усилия по расширению своей аудитории. Это как в любом бизнесе: расширяя свой сектор на рынке, пытаются увеличить свою зону потребителей.
Мы будем совершенствовать систему управления, финансирования, программы, заниматься маркетингом, развитием сети. Весь комплекс предприятия подлежит развитию. Это делается для того, чтобы увеличить аудиторию, привлечь больше рекламодателей, получить прибыль, инвестировать эти деньги в производство и соответственно закупать лучшие программы.
- Как вы будете взаимодействовать с "командой" Евгения Киселева, с творческим коллективом?
- Разумеется, это сильнейший человек и выдающийся журналист, по моему мнению, лучший журналист России. Он главный редактор, и его задача вместе с творческой командой также очень сложна. Все, что им нужно, это создать условия для работы, именно для этого я и поставлен.
- Какие условия?
- Самые нормальные, чтобы были средства и возможности для творчества, для обеспечения реализации проектов, в первую очередь аналитических, новостных. Им нужно понимание стабильности, уверенности в завтрашнем дне, им нужно удовлетворять свои творческие и личные амбиции, реализовывать себя. Ведь они художники.
- То есть вы делаете упор на аналитические передачи?
- Я сейчас не готов комментировать позиционирование канала, это несвоевременно. Я готов ответить на эти вопросы через пару месяцев.
- А стратегия уже есть?
- Я бы сказал, что есть огромный объем работы, выполненной руководством канала по анализу рынка и по проблемам позиционирования канала. Но результатом должен быть утвержденный стратегический план и принципы развития канала, вот этого нет, и это еще предстоит сделать.
- Есть какие-то приоритеты у акционеров, что они хотят видеть на канале?
- Я могу отвечать за себя, моя задача - выполнить работу, целью которой является достижение самоокупаемости и возвращение канала на федеральный уровень.
- В чем вы видите перспективу канала?
- В качестве нашего категорического условия - это наличие команды суперзвезд, то есть команды журналистов, которых нет на сегодняшний день на других каналах. Мы считаем, что это наше рыночное преимущество. Этот фактор не может не учитываться, все остальное - подлежит анализу.
- Возможно, что вы будете привлекать звезд на свой канал?
- Любой канал хочет привлечь профессионалов для улучшения своей деятельности.
- На телеканале уже сложилась определенная творческая команда. Будет ли меняться ее состав с вашим приходом?
- Априори никто не собирается совершать революционные действия.
- От вас уходит Светлана Сорокина, как вы это прокомментируете?
- Я не хочу никак комментировать уход Светланы Сорокиной, это исключительно ее личное дело - трудиться там, где она считает нужным. Что касается наличия проблем на канале, наивно это отрицать. Это абсолютно нормально для нового канала. И потом, канал создавался в не самых обычных условиях, были проблемы. И у многих журналистов были проблемы, связанные еще с прошлым местом работы.
- За время существования канала, на ваш взгляд, что позитивного было наработано?
- Хотя проблемы у нас есть, нельзя не признать, что есть и достижения. Мы реальные игроки рынка. Мы должны признать, что не соответствуем уровню лидеров федеральных каналов, первых трех, но это не значит, что мы не влиятельные. Все-таки у нас организованный канал, укомплектованный и созданный новостной аналитический процесс очень высокого качества. Это реальность. Работа людей, которые участвовали в создании телеканала, имеет определенные результаты.
- Это положительные тенденции роста?
- Однозначно. Это не значит, что не было ошибок, но это наше право. Поймите, это частный бизнес, это не канал, который дотируется государством, это канал, который акционеры финансируют из своих средств. И естественно, средства ограниченны, намного более ограниченны, чем средства налогоплательщиков.
- И за счет чего вы хотите получить прибыль, за счет рекламы?
- Исключительно.
- С кем вы планируете сотрудничать по рекламе?
- На сегодняшний день мы работаем самостоятельно. Сейчас я пока ничего не могу сказать.
- С вашим приходом какие-то новые инвестиции в канал будут?
- Да, будут. Но это не связано с моим приходом. Практически любой медиабизнес связан с очень длинными пассивами, может быть, за исключением радио. Это связано с тем, что телевидение - очень дорогостоящий процесс. К тому же очень резко на сегодняшний день возрастает стоимость производства и закупки программ. Телевидение сдвигается в сторону развлекательного. Это очевидная тенденция. Развлекательность становится главным фактором, даже новостные программы несут в себе элемент развлекательности. Это иногда ужасно, но это так.
- Не кажется ли вам, что существование двух групп акционеров, каждая из которых отстаивает свои интересы, что приводит к частой смене руководства канала, плохо отражается на канале? И если такая схема сохранится, сохранится и существующая тенденция?
- Для меня не существует групп акционеров, для меня существует совет директоров, интересы общего акционерного капитала. Я работаю в интересах всех акционеров без исключения. Позиция акционеров заключается в том, чтобы иметь коммерчески эффективное предприятие, высокопрофессиональный телевизионный канал, претендующий на уровень канала федерального значения. Никаких противоречий на этот счет между ними нет. Я могу только признать, что смена директоров с такой частотой не является хорошим признаком. Однако, что нам мешает считать, что этот этап позади?
- Канал ТВС в пятерке лидеров только по Москве.
- Была разрушена региональная сеть. И у нас новый канал. Что нам мешает считать, что мы имеем резервы роста по отношению к тем каналам, которые уже стабильно много лет вещают. Ситуация с проблемами, она критичная, но не безнадежная.
- Вы видите, на каком месте в рейтинге популярности мог бы оказаться телеканал?
- Я бы не хотел этого уточнять.
- Есть у ТВС динамика роста рейтинга?
- Есть. Но есть и проблемы. Даже те цифры, что мы имеем, не такие уж легкие. Учитывая результаты деятельности компании, мы должны учитывать ресурсы.
- На ваш профессиональный взгляд, в чем существенные различия радио и телевидения?
- Профессиональных отраслевых различий много. Например, на телевидении - вы должны купить программу вперед, а в радио - можете ставить музыку, а потом расплатиться. Уровень стоимости музыкальных произведений не сопоставим с затратами на телевидении. Радио на сегодняшний день платит за использование музыкальных произведений около 2%, исполнительские права, насколько я знаю, до сих пор никем в России еще не оплачиваются. По окупаемости радио значительно быстрее, в то же время масштабы несопоставимы. Например, телевидение - это сотни миллионов долларов, в то время как радио - десятки. Значения персоналий для ТВ и радио тоже несопоставимы. Но без того и другого немыслима наша жизнь, через ТВ и радио мы видим и слышим современный мир.