Предложения самого либерального из российских экономистов, советника президента России Андрея Илларионова, не встречают понимания у многих его коллег (см. "НГ" от 19.12.02). Но, несмотря на это, его идеи продолжают оказывать влияние на российскую экономическую политику. Наблюдатели отмечают, что многие тезисы Илларионова буквально повторял президент Владимир Путин во время своего публичного общения с населением в минувший четверг. А недавно вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин объявил о планах воплощения еще одной идеи, которую принято приписывать Илларионову. С 2004 года в российском бюджете будет создан стабилизационный фонд.
В сущности, что-то вроде стабилизационного фонда - под названием финансовый резерв - в российском бюджете уже есть. Однако он работает не так, как хотели бы либеральные экономисты.
В нынешнем своем виде финансовый резерв формируется из профицита бюджета, а расходуется на выплату внешнего долга. В законе о бюджете достаточно точно определяется, какую сумму в резерв надо положить в этом году и какую сумму из него потратить в будущем.
Функционирование стабилизационного фонда должно быть подчинено определенным условиям, прежде всего мировым ценам на нефть. Например, если цена поднимается свыше 18 долл. за баррель, то все дополнительные расходы бюджета идут в стабилизационный фонд. С другой стороны, если уровень мировой нефтяной конъюнктуры опускается ниже некоторой критической отметки (например, 10 долл. за баррель), то правительство может использовать средства фонда для преодоления кризисных явлений в экономике. Стабилизационный фонд, в отличие от финрезерва, будет расходоваться не только на выплату долгов, но и на другие неотложные нужны. Зампред ЦБ Олег Вьюгин вообще считает, что на выплату долгов фонд тратиться не должен.
Поскольку Министерство финансов не может точно предсказать мировую экономическую конъюнктуру, в законе о бюджете не будет указано, потратят ли стабилизационный фонд в следующем году. Однако закон должен будет определять, как правительство собирается использовать средства фонда в случае крайней необходимости.
Стабилизационные фонды существуют в 15 государствах. Как правило, такие фонды создаются в нефтепроизводящих странах - Венесуэле, Колумбии, Кувейте, Норвегии. В Чили имеется Медный стабилизационный фонд. С прошлого года Нефтяной стабилизационный фонд действует в Казахстане.
Размеры будущего фонда пока еще не ясны, но очевидно, что они будут измеряться сотнями миллиардов рублей. Депутат Госдумы Александр Шохин предлагает создать фонд в размере 1% ВВП. Сам Кудрин заявил, что формировать стабилизационный фонд позволит увеличение профицита бюджета, который, как прогнозирует Минфин, составит в 2004-2005 годах соответственно 254 млрд. руб. и 293 млрд. руб. В стабилизационный фонд, сказал Кудрин, предстоит направлять средства, "которые будут накапливаться в благоприятные периоды развития экономики".