Вчера российское правительство одобрило план действий в сфере экономики в будущем году. Как завил министр экономического развития и торговли Герман Греф, документ был переработан с учетом ошибок, совершенных исполнительной властью в году нынешнем. До сих пор правительство составляло для себя обширные программы действий, но выполнить их целиком не могло. Ключевые реформы терялись, как выразился Греф, "среди важных, но второстепенных дел". В будущем году экономические ведомства сосредоточатся на нескольких наиболее важных вопросах. Среди них глава Минэкономразвития особо выделил налоговую реформу и реформу государственного управления.
Важнейшим событием в налоговой сфере в следующем году станет снижение единого социального налога (ЕСН). Насколько его снизят - пока неясно, по словам Грефа, "к этой проблеме имеется несколько подходов". К тому же перед финансовыми властями стоит парадоксальная задача: уменьшить налоговое бремя на бизнес, но при этом не снижать уровень социальной защищенности граждан. Одно из решений этой проблемы - обязать работодателей самим выплачивать некоторые социальные пособия, которые сегодня платит государство. Как бы там ни было, стратегическое решение о снижении ЕСН фактически принято. Кроме того, в 2003 году будут утверждены поправки к налоговому законодательству, стимулирующие приобретение гражданами жилья, способствующие развитию ипотечного законодательства и укорачивающие срок возврата НДС экспортерам.
Что касается реформы государственного управления, то ее контуры пока что гораздо менее ясны. Греф заявил, что "наша бюрократия - самая неэффективная" и в будущем году надо "начать разворачивать чиновников лицом к гражданам". Но как этого добиться? В материалах Минэкономразвития говорится о таких либеральных реформах, как "уменьшение присутствия государства в экономике" и "введение процедуры досудебного обжалования действий должностных лиц". За этими словами может скрываться и нечто грандиозное, и обыкновенная профанация. Уже принятые законы о дебюрократизации были замечательны по замыслу, но к серьезному уменьшению административного давления на бизнес пока не привели.