Руководство Фонда имущества удовлетворено результатами аукциона.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Участники торгов по продаже 75% акций "Славнефти" не поняли намеков аукциониста. Огласив начальную цену в 1,7 млрд. долл., он предложил определиться с терминологией: "Если участник торгов произносит "три", "три и сто" или "три и двести", то подразумевается сумма в рублях, эквивалентная 3, 3,1 или 3,2 млрд. долл. Однако шутку никто не оценил. "Славнефть" была продана всего за 1,86 млрд. долл. Как и обещали представители имущественных ведомств, приватизация последнего крупного куска государственной собственности все-таки стала сделкой года. Небывалый ажиотаж, сопровождавший весь процесс организации торгов, вылился в грандиозный фарс.
Еще рано утром компании, получившие от Министерства по антимонопольной политике (МАП) разрешение на участие в аукционе, не знали, будут они допущены к торгам или нет. Российский фонд федерального имущества не сдержал обещания огласить весь список до 18 часов 17 декабря, и соответствующие извещения компаниям развозили за несколько часов до начала аукциона. В итоге измученные мерами безопасности журналисты насчитали в зале, где проводился аукцион, семь групп, представляющих участников торгов. По неофициальным данным, это были "Инвест-Ойл", "Финтрейд", "Эверлинк", "Трифтинесс", "Оптифор", "Юниверсал". Официально данные о том, кто же был допущен к участию в аукционе, РФФИ раскрывать не стал даже после аукциона, щадя нежные чувства проигравших (именно так уже по завершении торгов объяснил свое молчание председатель фонда Владимир Малин). Тем не менее, по некоторым данным, почти все указанные фирмы имеют отношение либо к "Сибнефти", либо к Тюменской нефтяной компании. По крайней мере на аукционе присутствовал и исполнительный директор Тюменской нефтяной компании Герман Хан, и президент "Сибнефти" Евгений Швидлер, участвовавший в торгах от имени компании "Инвест-Ойл". Она и стала победителем аукциона.
Торги начались в 11.52 и закончились ровно в 12 часов. И если исключить время, потраченное на объявление начальной цены и представление ведущих, то собственно аукцион занял всего четыре минуты.
Через некоторое время после того, как топ-менеджеры "Сибнефти" и ТНК покинули здание, где проводился аукцион, было распространено совместное заявление этих компаний. В нем говорилось, что "Инвест-Ойл" действовала в их обоюдных интересах. А вице-президент ТНК Олег Сурков чуть позже заявил, что "Славнефтью" будет управлять одна из двух компаний: "какая - покажет время" и "на результатах бизнеса только что купленной компании это не скажется".
Пресс-конференция главы РФФИ Владимира Малина, на которой были официально оглашены итоги аукциона, состоялась уже после этих заявлений. Председатель фонда продемонстрировал свое удовлетворение окончательной ценой, которую дали за акции "Славнефти". "Тот факт, что стоимость продажи практически совпала с оценками консультантов - Salomon Brothers и "Росэкспертизы", - говорит лишь об их профессионализме.
При этом глава РФФИ Владимир Малин заявил журналистам, что аукцион по продаже "Славнефти" многому научил его организаторов и теперь они, вероятно, будут настаивать на пересмотре действующего законодательства. Нынешнее, мол, слишком либерально и нуждается во внесении дополнительных требований к участникам торгов. А то сегодняшние все сплошь являются офшорными "дочками", и РФФИ официально даже и не знает, кому же была продана "Славнефть".
Между тем выяснилось, что четыре компании - ТНК, ООО "Кольцо", "Профпроект", "Финанспрофит Эксперт" - были исключены из списка участников аукциона из-за того, что за день до его проведения в РФФИ поступили документы о возбуждении против них исполнительного производства в Москве, Волгограде, Тюменской, Кемеровской областях. Суть судебных претензий в РФФИ раскрывать не стали. К слову сказать, ЗАО "Финанспрофит Эксперт" аффилировано с "Роснефтью". И "Роснефть" уже заявила о своем намерении опротестовать в суде отстранительные действия РФФИ. Представители компании сообщили, что могли бы заплатить за "Славнефть" 2,5 млрд. долл.