На прошлой неделе заместитель министра экономического развития и торговли Аркадий Дворкович разъяснил общественности, что главные изменения в налоговой системе будут концентрироваться вокруг трех основных фискальных сборов: единого социального налога (ЕСН), налога на добавленную стоимость (НДС) и налога на прибыль.
Снижение единого социального налога в перспективе может дать наибольшее уменьшение налоговой нагрузки на ВВП. Не вызывает особого удивления, что Минэкономразвития и Минфин имеют разные мнения о том, насколько радикально возможно снижение этого налога. В Минэкономразвития считают, что если снизить ЕСН чуть-чуть - то это приведет к прямым потерям бюджета; но если уменьшить налог заметно - то это повлияет на само поведение налогоплательщика, значительные суммы укрываемых от налогообложения доходов выйдут из тени, в итоге казна только выиграет. "Если мы не изменим поведение налогоплательщика, то налоговую реформу не стоит и начинать", - сказал Дворкович.
Сегодня эффективная ставка ЕСН составляет 30%, и в правительстве вполне серьезно рассматривают вариант снижения ее до 25%, при этом прямые потери бюджета могут составить около 160 млрд. руб. Скорее всего ЕСН если и будет снижен, то не раньше 2005 года. Хотя Аркадий Дворкович не исключил, что если будут найдены резервы уменьшения госрасходов, то реформа ЕСН произойдет уже в 2004 году. При этом реформированию должны подвергнуться не только ставка, но и другие параметры налога, в частности вычеты и условия доступа к регрессивной шкале. Относительно налога на добавленную стоимость Минфин и Минэкономразвития пришли к согласию, что в 2004 году его снижать не следует. Произойдет ли снижение в 2005 году, пока неясно: Минэкономразвития - за, Минфин - против.
Что касается масштабов снижения налога, то, по оценке Минэкономразвития, экономический рост позволяет, не нанося ущерба бюджету, снижать НДС на один процентный пункт в год. Таким образом, в 2005 году НДС теоретически может быть снижен с 20 до 17%. Если же при этом будет отменена действующая сегодня льготная десятипроцентная ставка НДС по социально значимым товарам, то основную ставку налога можно будет снизить даже до 15%. Кроме того, Минэкономразвития хотело бы полностью исключить авансы из числа облагаемых НДС платежей и наконец-то добиться быстрого возврата НДС экспортерам.
Изменения в налогообложении прибыли предстоят более скромные. Власти не собираются ни снижать ставку налога на прибыль, ни возвращать действовавшие до начала 2002 года льготы и вычеты. Однако в Минэкономразвитии считают необходимым возродить идею инвестиционного налогового кредита. Инвестор, вкладывающий крупные средства в развитие предприятия, должен иметь возможность на несколько лет отсрочить выплату налога на прибыль. В принципе такая процедура есть и в нынешнем Налоговом кодексе, но, по словам Аркадия Дворковича, "она написана так, чтобы никого не заинтересовать". Теперь Минэкономразвития собирается переписать соответствующую главу Налогового кодекса.
Особняком стоит вопрос о судьбе налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Как легко можно понять, вокруг этого налога сошлись интересы очень мощных политических и экономических сил. В письменных материалах, представленных Министерством финансов к заседанию правительства, содержится предложение вдвое увеличить этот налог для компаний, добывающих нефть и газ. Однако непосредственно на заседании представители Минфина это предложение не высказали - видимо, оно успело стать неактуальным. По словам Аркадия Дворковича, реальных резервов для увеличения налогообложения производителей углеводородного сырья практически нет. Поэтому если НДПИ и будут увеличивать, то только в порядке компенсации за отменяемые либо снижаемые экспортные пошлины. Именно на это направлен законопроект, недавно внесенный в Думу группой депутатов и уже одобренный правительством. Он предусматривает снижение пошлин на экспорт нефтепродуктов с уровня 90% к пошлинам на экспорт нефти (как это установлено с 1 января 2003 года) до 75, а затем и до 60%. В порядке компенсации выпадающих доходов бюджета НДПИ будет повышен с нынешних 340 до 350, а затем до 360 рублей за тонну нефти.