В конце прошлой недели в столице Литвы Вильнюсе состоялась международная конференция, посвященная теме налоговой конкуренции, которая существует между старыми членами ЕС и государствами-новобранцами. Несмотря на то что вопрос о вступлении России в Евросоюз на сегодня не актуален, отечественным чиновникам и экономистам было чему там поучиться.
Как пояснил в интервью "НГ" советник президента Андрей Илларионов, выступавший на конференции, сейчас некоторые влиятельные члены Евросоюза, такие, как Германия и Франция, проповедуют лозунг о необходимости налоговой гармонизации. Их идея заключается в том, чтобы "уравнять налоговые ставки и общий уровень налоговой нагрузки в странах, входящих в Евросоюз, а также, судя по некоторым заявлениям, и остающихся за пределами Евросоюза". По крайней мере "именно из Евросоюза исходят инициативы по борьбе с так называемыми налоговыми гаванями, а налоговая конкуренция называется "вредной" сторонниками гармонизации", - отмечает Илларионов.
Для Литвы и других Балтийских стран эта проблема чрезвычайно актуальна. Они имеют более низкий уровень налоговых изъятий из валового внутреннего продукта, чем нынешние члены ЕС (30% против 45%). И это является их крупным конкурентным преимуществом, которое обеспечивает приток инвестиций и высокие темпы экономического роста (в Литве - 5-6% в год).
Ответ на вопрос - соглашаться ли на гармонизацию налогов? - равнозначен решению о том, быть отвечающему богатым или бедным, считает Андрей Илларионов. По его словам, такие решения "лишают конкурентных преимуществ и возможности развития стран, которые являются наиболее динамичными, эффективными". Все было бы по-другому, если бы речь шла о гармонизации налогов на нижнем уровне - 15-20% ВВП, то есть на уровне тех стран, которые имеют самые высокие темпы экономического развития. Но речь идет совсем о другом.
Какие выводы все это позволяет сделать для России? У нас налоговые изъятия составляют около 40% ВВП. Но эти 40% обходятся нам дороже, чем 45% в странах Евросоюза, просто потому, что мы беднее. Де-факто налоговое бремя у нас не слабее, чем в Европе. В этом и заключается одна из причин ограниченного притока инвестиций в Россию, не очень благоприятного делового климата, постоянно снижающихся темпов экономического роста, считает Андрей Илларионов.