На прошлой неделе при Торгово-промышленной палате РФ был создан подкомитет по поддержке экспорта. Его председателем назначен Андрей Охоткин, возглавляющий АО "Русская инженерная компания". В состав подкомитета вошли два заместителя министра (от Минпромнауки и Минэнерго), руководитель одного из департаментов МИДа, а также представители нескольких десятков российских компаний, в том числе Внешэкономбанка, "Газпрома", "Зарубежнефти", "Транснефти", КамАЗа, "Ингосстраха" и "Рособоронэкспорта".
Новый орган, чье учредительное собрание прошло в минувшую пятницу, возник в рамках существующего при ТПП РФ комитета по промышленному развитию и высоким технологиям. Председатель комитета, профессор Степан Сулакшин, открывая учредительное собрание, заявил, что главной задачей подобных общественных структур является разработка законодательных актов и обеспечение их прохождения в органах власти. Инициатива здесь должна исходить от бизнеса, на который возлагается бремя "очерчивания проблемы", а ТПП и связанные с ней экспертные институты обязаны обеспечить высокое качество разрабатываемых документов. Сулакшин отметил, что государственные ведомства сами часто обращаются к независимым лоббистским структурам с просьбой о помощи в разработке законодательных актов.
Главные проблемы российского промышленного экспорта связаны с ущербным финансированием, и прежде всего с недостаточным банковским кредитованием, что и подчеркнул Андрей Охоткин в своей "инаугурационной" речи. Российские банки всегда требуют от экспортеров имущественных залогов. По мнению Охоткина, банковское законодательство должно быть изменено таким образом, чтобы функции залога выполняли бы аккредитивы, которые сегодня не принимаются в качестве обеспечения для займов.
Но могут ли законы заставить банки быть более смелыми и побудить их предоставлять долгосрочные кредиты под низкий процент? В беседе с корреспондентом "НГ" Андрей Охоткин признал, что принудить банки кредитовать экспорт невозможно. Речь должна идти скорее о пропаганде экспорта как объекта кредитования. Топ-менеджеры банков должны перестать бояться обслуживать внешнеторговые сделки. По словам Охоткина, сегодня очень небольшое количество российских банков вообще задумывается о кредитовании внешнеэкономической деятельности и имеет для этого специальные подразделения. Что касается филиалов иностранных банков, то они ведут себя еще более осторожно, чем российские кредитные организации. Иностранные банкиры рассчитывают кредитные риски на основе формализованных методик, учитывающих также и страновой риск. Между тем ни Россия, ни многие ее внешнеторговые партнеры (например, Ирак) хорошей репутацией не обладают.
Специфические проблемы возникли недавно в связи с участием российских компаний в выполнении за рубежом строительных работ. Уже возникают ситуации, когда наши фирмы конкурируют друг с другом за победу на проводимых за границей тендерах, причем конкурируют жестко, сбивая цены. Вице-президент компании "Энергомашэкспорт" Владимир Корнеевец высказал предложение, что нужно разработать некий кодекс этики для российских предпринимателей за рубежом. Российские предприятия должны согласовывать друг с другом свои позиции, более того, они должны делить между собой субподрядные работы, чтобы получать прибыль коллективно - независимо от того, какая из компаний номинально окажется победителем тендера. Речь идет, в сущности, о картельных сговорах, недопустимых внутри России. Но за рубежом иные нравы, и наши конкуренты - скажем, из Китая и Франции - всегда так делают.
Отдельный вопрос - как заставить торгпредства и другие государственные учреждения оказывать российским экспортерам реальную помощь. Степан Сулакшин рассказал корреспонденту "НГ" о жалобах, которые поступают в ТПП от строителей атомных электростанций. АЭС за рубежом строят в порядке реализации межгосударственных соглашений. Но при этом сами государственные органы часто мешают строителям выполнять эти соглашения. Поэтому в возглавляемом Сулакшиным Центре законодательной поддержки промышленности разработан проект закона о системе поддержки реализации межгосударственных соглашений по строительству крупных объектов. Как объяснил глава промышленного комитета ТПП, этот документ исходит из той же логики, что и Закон "О государственном оборонном заказе", - если частная компания выполняет важное государственное задание, то она получает особые обязанности и особые права.
Стоит отметить, что в составе подкомитета лидирующую роль, по всей видимости, будут играть компании, связанные с топливно-энергетическим комплексом и имеющие интересы в странах Ближнего Востока, в частности в Ираке. Именно поэтому большое внимание подкомитету предстоит уделять вопросам зарубежного строительства, в том числе строительства энергетических объектов. Кстати, на заседании подкомитета выяснилось, что конфликтные ситуации могут возникать и внутри российского бизнес-сообщества. Вполне возможно, от тех, кто строит за границей, начнут требовать, чтобы они покупали оборудование только у российских поставщиков. Наш бизнес взрослеет, и проблемы у него возникают "как у больших".