0
1080
Газета Экономика Интернет-версия

06.12.2002 00:00:00

Нужен цивилизованный лесопользователь

Тэги: лес, реформа, рощупкин


- В печати можно встретить мнение, что в лесной сфере нас ожидает реформа собственности. Так ли это?

- Нет, мы не меняем отношения к собственности. Собственность как была федеральной, так ею и останется. Федеральный государственный лесной фонд - сегодня главное достояние России. В то же время мы говорим, что возможно появление и других видов собственности. В ближайшее время появятся законы о городских лесах. В соответствии с Земельным кодексом в России возможна частная собственность на землю. Если есть частная земля, то на ней могут быть и частные леса. Мы закладываем в Лесном кодексе новую форму лесопользования - длительную аренду леса, в том числе и на условиях концессии. Когда пройдет длительный период пользования лесом, скажем 50 или 80 лет, на арендованных участках появится лес, который вырастил сам лесопользователь. Тогда можно будет ставить вопрос о передаче леса в его собственность. Так что мы не исключаем, что в будущем, после истечения значительных сроков аренды возможна передача в частную собственность участков леса - но только тех участков, в восстановление которых лесопользователь вложил свои силы и средства. Сегодня же лес нужно сохранить как государственное достояние. Не нужно делать никаких резких движений. Сейчас скорее идет речь о возвращении федеральному собственнику - государству - полномочий по распоряжению его собственностью. До сих пор лесами распоряжались многие органы власти.

- Раз уж вы упомянули о концессиях, не могли бы вы разъяснить нашим читателям, что это такое?

- Концессия - это одна из форм долгосрочной аренды, при которых арендатор берет на себя определенные обязательства, не только финансовые, но и обязательства по восстановлению и защите лесов. Концессия позволит прийти в лес цивилизованному бизнесу. Здесь большие надежды мы возлагаем на вертикально-интегрированные структуры. Только крупные, обладающие значительным капиталом компании могут реально претендовать на длительные сроки аренды - как мы считаем, не менее чем на 49 лет. Они не хотят просто прийти, что-то взять и уйти. Им нужен долгосрочный оборот, они работают на перспективу. Они учитывают, что при длительной работе с лесом получат на тех же самых площадях новую древесину, за которую уже не придется платить государству. Но таким компаниям нужны обширные участки, им необходим по-настоящему промышленный масштаб, чтобы можно было по технологии неистощительного лесовыращивания в одном месте рубить лес, а в другом - сажать новый, обеспечивая свое производство сырьем.

- Министерство экономического развития и торговли готовит сейчас проект закона о концессиях. Подойдет ли вам этот закон или лесная концессия потребует своих специфических норм?

- Конечно, лесная концессия имеет свои особенности, но при наличии рамочного закона о концессиях можно вводить нормы, конкретизирующие требования к концессиям объектов разных типов. Например, для жилищно-коммунального хозяйства, для водных объектов и отдельно - для леса.

- Изменятся ли принципы взимания платы за пользование лесными ресурсами?

- В перспективе лесной доход может стать существенной составляющей бюджета России. Но сегодня он явно мал, и это объясняется, кроме прочего, тем, что в России пока не сформировалось единой концепции лесного дохода. Есть разные подходы. Кто-то говорит, что нужен лесной налог. Но в мировой практике более распространены лесные платежи рентного типа, взимаемые, во-первых, с учетом качества лесов, а во-вторых, с учетом того, как именно используется заготавливаемый лес. Доход от леса нельзя фиксировать только на этапе лесозаготовок, ведь это лишь первичная технологическая операция. Лес приносит основную прибыль на втором переделе, на третьем переделе, когда производят целлюлозу, бумагу, более сложные продукты. Везде в мире государством взимаются рентные платежи на всех участках технологической цепочки по переработке леса. И изъятые таким образом средства направляются в лесное хозяйство. У нас пока этого нет. Наше министерство считает, что налоговый принцип формирования лесного дохода не развивает ни у кого заинтересованности в восстановлении ресурсной базы. После уплаты налога лесопользователь уже ни за что не отвечает. Россия - единственная страна в мире, где лесозаготовитель, купив у государства лесные ресурсы, не несет никакой ответственности ни за восстановление леса, ни за его охрану, ни за защиту от пожара. Я считаю, что лесные платежи должны быть неналоговыми, они должны целевым образом идти на совершенствование производственной базы и на восполнение лесного ресурса. При этом величина рентных платежей должна зависеть в том числе и от того, какие работы сам лесопользователь производит для лесовосстановления.

- И сейчас, и в будущем лесные участки предоставляются пользователям на основе конкурсов. Как будет изменяться конкурсная система?

- До сих пор при проведении конкурсов у нас была принижена роль населения, общественных организаций и местного самоуправления. В отличие от многих других природных ресурсов лес имеет непосредственное отношение к населению той территории, на которой он находится. Вопрос о предоставлении лесного участка не может решаться узким кругом чиновников, в принятии решений должна принимать участие общественность. Если же говорить о финансовой стороне дела, то, конечно, надо пересмотреть первоначальную стоимость леса. Сегодня у нас цена древесины составляет 1,5 доллара за кубометр. В то же время у наших соседей в прибалтийских странах это 15 долларов. И везде в мире эта цена очень высока. Высокая цена просто воспитывает совершенно другое отношение к продукту. Все, что дешевое, бросовое. У нас даровая вода. У нас даровое коммунальное хозяйство. И лес у нас тоже почти даровой.

- А какие нововведения нас ожидают в организации лесного хозяйства?

- Мы однозначно считаем, что в лесном хозяйстве должны быть разведены хозяйственные функции и функции управления. В первую очередь мы предполагаем вывести коммерческую деятельность из сферы компетенции лесхозов. Даже тот лесной продукт, который появляется в процессе деятельности лесхозов, например в процессе санитарных рубок, должен реализовываться не самими лесхозами, а скажем, на независимой территориальной лесной бирже - и неважно, будет эта биржа электронная или реальная. В рамках лесного хозяйства при выполнении работ по уходу за лесом мы собираемся развивать систему конкурсов и договоров. Ведь у нас есть много хозяйственных работ. Те же санитарные рубки, лесопользование, лесопожарные мероприятия. Безусловно, выполнение всех этих работ не должно быть прерогативой только одного лесхоза. Они вполне могут выполняться по конкурсу независимыми подрядчиками. Это позволит нам сформировать менее затратную систему. А кроме того, позволит привлечь в лесное хозяйство большое количество предприятий малого бизнеса, способных выполнять отдельные виды хозяйственной деятельности.

- А каковы главные стратегические проблемы российского леса, которые необходимо решить прежде всего?

- Мы должны содействовать формированию серьезного лесопользователя. Проблема российского леса не в леснике, которого не критикует только ленивый. Главная проблема в том, что у нас нет достаточного количества крупных, прогрессивных лесопромышленников. У нас очень много мелких структур, занимающихся лесозаготовкой. В финансовом отношении они очень слабы. Они занимаются не лесопереработкой, а только простейшими работами. Финансовое положение этих структур таково, что они не могут предложить реальную плату за лесной ресурс. И соответственно лесное хозяйство, которое функционирует за счет этих платежей, находится в плачевном состоянии. Нам нужен цивилизованный, грамотный лесопользователь, который мог бы заниматься более чем одним элементом технологии. Все наши усилия, в том числе и новации в Лесном кодексе, направлены именно на это.

- И последний вопрос. Мы рубим лес уже столетиями. Можно ли это делать безнаказанно? Много ли у нас леса осталось?

- Конечно, при заготовке леса надо соблюдать экологические нормы. И тем не менее леса у нас много. Почти четверть мировых лесных запасов принадлежит России. И, находясь на таком "золотом дне", мы не можем сформировать правильную систему экономических отношений к этому ресурсу. Соблюдая все экологические и технические требования, мы предлагаем лесной промышленности заготавливать 550 миллионов кубов ежегодно. Но, к сожалению, реально заготавливается не более 130 миллионов кубометров. 400 миллионов кубов ежегодно остаются в виде перестойного леса. Ресурс свободен, мы говорим: берите! Но наш лесопромышленный комплекс просто слаб. Наша ресурсная база колоссальная, все возможности для ее разработки есть, но нужно создавать правовые и финансово-экономические условия для подъема и развития современного лесопромышленного комплекса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2085
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1340
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
996
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1306

Другие новости