В течение понедельника и вторника председатель правительства РФ Михаил Касьянов находился в Берлине, где принимал участие в торжествах по случаю 50-летия Восточного комитета немецкой экономики - организации, которая с 1952 года налаживает связи между немецким бизнесом, СССР и странами Восточной Европы. Похоже, что российский премьер, так же как и его коллеги - главы правительств Румынии и Сербии, приехал в Германию для того, чтобы услышать от немцев массу комплиментов в свой адрес. Во время устроенной Восточным комитетом дискуссии о трансформационных процессах в Восточной Европе глава комитета Клаус Мангольд заявил, что экономика восточноевропейских стран стала более транспарентной, чем в таких странах, как Китай, Корея, Бразилия или Аргентина. Проводимую в России налоговую реформу Мангольд назвал "мужественной".
Глава Европейского банка реконструкции и развития Жан Лемьер отметил, что экономика Восточной Европы развивается быстрее, чем в остальном мире, и поэтому инвестировать в нее надо сейчас, а не через 10 лет.
За всеми этими комплиментами стоят ожидания вполне реальных выгод от сотрудничества с восточными соседями. В 2001 году внешняя торговля Германии выросла на 4,5%, однако торговля со странами Восточной и Центральной Европы - на 13%, а с Россией - на 16%. В 2002 году российско-германская торговля вырастет еще примерно на 4% и превысит 26 млрд. евро. Торговый оборот между Германией и восточноевропейскими странами превосходит объемы германо-американской торговли.
Мангольд откровенно заявил, что сохранить свое благополучие Германия сможет, только внедряясь в Центральную и Восточную Европу, которая является наиболее быстро развивающимся рынком мира. Германский канцлер Герхард Шредер, выступая на торжественном заседании Восточного комитета, сказал, что присоединение к ЕС новых членов из числа восточноевропейских стран соответствует национальным интересам Германии. Правда, сначала немцам придется раскошелиться на субсидирование стран-новичков. Но впоследствии эти вложения окупятся благодаря ускорению оборота капитала и расширению рынков сбыта.
Однако Михаила Касьянова не радовали ни комплименты, ни успехи в двусторонних торговых отношениях. На заседании комитета Касьянов заявил, что Россия - это не только поставщик сырья в Европу и структура товарооборота между Германией и Россией не соответствует интересам обеих стран. Если два государства, сказал Касьянов, не наладят более тесного взаимодействия в сфере высоких технологий, то развитие германо-российской торговли упрется в "естественный ограничитель".
В распоряжении существующей уже 2 года российско-германской рабочей группы высокого уровня имеется целый пакет инвестиционных проектов, но потенциал инвестиционного сотрудничества используется пока слабо. Германские инвестиции в Россию достигли 7 млрд. евро, что составляет всего 1% немецких зарубежных капиталовложений. Между тем, заявил Касьянов, инвестиционный климат в России ничуть не хуже, чем в других странах, где работает немецкий капитал. Касьянов заверил, что правительство России будет оказывать всяческую поддержку долгосрочным инвестиционным проектам, и призвал брать пример с тех немецких фирм, которые уже работают в России. Пока же немецкие инвестиции, по словам главы российского правительства, примерно эквивалентны российским инвестициям в германскую экономику.
Буквально во время визита Касьянова в Германию пришло сообщение, что одна из российских нефтяных компаний купила в ФРГ сеть бензозаправочных станций.
В среду состоялась встреча российского премьер-министра с немецкими деловыми кругами, на которой Касьянов (с немецкой же откровенностью) заявил, что у российского правительства вызывает озабоченность рост импорта потребительских товаров в Россию. Москва не собирается создавать комфортные условия для импортных товаров. Если немецкие предприниматели хотят действовать в соответствии с политической логикой российского правительства, они должны вкладывать деньги в перерабатывающую промышленность. Все наиболее доходные ниши в российской экономике, и прежде всего сырьевой сектор, уже заняты своими инвесторами, но в перерабатывающих отраслях наблюдается нехватка капитала, и Россия рассчитывает компенсировать ее иностранными вложениями.
Особое место на переговорах заняла энергетическая тема. Михаил Касьянов сообщил Герхарду Шредеру о ситуации с регистрацией российско-украинского газопроводного консорциума. После того как все юридические процедуры будут завершены, Россия, Украина и ее немецкие партнеры вместе займутся обсуждением вопросов развития газопроводной системы Украины. О своем интересе к участию в газопроводном консорциуме уже заявили французские и итальянские фирмы.
Герхард Шредер и руководство компании "Рургаз" в беседах с Касьяновым подтвердили свою заинтересованность в североевропейском газопроводе. Поскольку по этой магистрали будет поставляться газ от Штокмановского месторождения на шельфе Баренцева моря в Европу, то Михаил Касьянов высказал предположение, что два этих проекта - Штокмановское месторождение и североевропейский газопровод - целесообразно объединить в один проект. По словам Касьянова, этот проект будет оказывать влияние на экономику всего Европейского континента и поэтому его реализация должна быть санкционирована международным сообществом.
В целом от общения с немецкими деловыми кругами у российского премьера осталось достаточно благоприятное впечатление. Усилия российского правительства по снижению налогового бремени и административных барьеров не остаются не замеченными за рубежом.