Согласно планам российского правительства, до 2010 года в России будут построены дополнительные портовые мощности по переработке 262 млн. т грузов. Это означает, что за 8 лет мощности российских морских портов удвоятся. Даже в СССР портовое строительство не знало таких темпов.
Причина, которая подвигла правительство и Минтранс на разработку столь грандиозных планов, проста: активно развивается экспорт, и вывозимую продукцию все труднее доставлять покупателям. В 2001 году через российские порты прошло 200 млн. т грузов, а в 2002 г. должно пройти уже 250 млн. т. Везти продукцию через Украину и Прибалтику - значит делиться с соседями прибылью.
В минувшую пятницу прошло совместное заседание коллегий Министерства транспорта и Министерства путей сообщений, призванное объединить усилия двух ведомств по развитию морских портов. На заседание двух коллегий пришел председатель правительства Михаил Касьянов, который сказал, что развитие транспортной инфраструктуры - это "первейшая забота" государства.
То, что к решению судеб мореплавания привлечено МПС, вполне закономерно: бессмысленно увеличивать мощности портов, если не подводить к ним дополнительные железнодорожные пути. Фактически два транспортных ведомства провозгласили, что их главной целью становится обслуживание внешнеторговых грузовых потоков. И теперь два министерства обязались работать скоординированно, дабы определять стратегические маршруты грузовых перевозок и бесперебойно доставлять потребителям экспортные товары.
Технические и организационные нестыковки между морским и железнодорожным транспортом действительно существуют. Портовики считают, что МПС иногда тянет пути не к тем портам, к каким надо. В свою очередь, порты (особенно Новороссийск) часто не справляются с подвозимыми к ним грузами, в результате чего на подъездах к портам скапливаются сотни и тысячи вагонов. Как заявил первый замминистра путей сообщения Владимир Якунин, в прошлом году отказы портов принимать грузы принесли только железным дорогам убытки на 1,3 млрд. руб. Убытки экспортеров, вероятно, еще более значительны.
Пока два транспортных министерства еще не объединены в одно суперведомство, они будут работать вместе. Принято решение до конца первого полугодия 2003 года обновить нормативную базу по взаимодействию портов с припортовыми станциями. Для координации деятельности железных дорог с портами будет создаваться специальная информационная система, отслеживающая прохождение грузов на всех этапах и единая система логистических центров.
Решено также сформировать межведомственную рабочую группу для выработки стратегии развития железнодорожных паромных перевозок на Балтийском, Черном, Каспийском морях и на Дальнем Востоке.
Все эти мероприятия будут закреплены в Плане совместных действий двух министерств, разработка которого завершится в течение месяца.