Президент Всемирного банка Джеймс Вульфенсон не может похвалиться своими российскими программами.
Пока в Москве продолжают относиться к Всемирному банку как к глобальному денежному мешку, в самом банке тем временем пришли к выводу, что стоит больше уделять внимания политическим оценкам ситуации в России. Теперь Банк может стать для нашей страны еще и политическим аналитиком. И решения о выделении кредитов он будет принимать лишь после того, как убедится, что политические условия благоприятствуют успеху кредитных программ.
До сих пор ВБ выступал лишь в роли кредитора, экономического эксперта и не оценивал нашего политического своеобразия. Однако же суждения по поводу оптимального или неоптимального политического устройства вполне могут быть восприняты любой страной как вмешательство во внутренние дела. В России очень приветливо относились к деньгам Всемирного банка. Ворчали, но терпели его экономические рекомендации. А вот как воспримут политические оценки - это большой вопрос.
О новых ориентирах работы Всемирного банка в России "Независимой газете" стало известно из материалов его внутреннего отчета. Основные выводы отчета таковы. Программа Всемирного банка по содействию России в период 1992-2001 годов не способствовала становлению рыночной экономики в нашей стране и во многом усилила кризис 1998 года. Надо сказать, признание, вышедшее из стен самого Банка, а не из уст его критиков, сенсационное.
В первую очередь неудовлетворительными признаются результаты работы Всемирного банка в нашей стране 1992-1998 годах, когда его влияние на институциональное развитие оказалось более чем скромным. В условиях слабой государственной власти и "недостаточности политической воли", говорится в отчете, кредитные программы были реализованы в лучшем случае лишь частично.
В то же время Всемирный банк не готов полностью взять на себя вину за фактический провал большинства проектов в России. По его мнению, сам факт начала работы в России в 1992 году для ВБ был серьезным "вызовом" в силу отсутствия у специалистов фактических знаний о стране и исторического опыта по сопровождению "переходной экономики". Однако под воздействием акционеров этой международной финансовой организации (иными словами, под давлением развитых стран), Банк был вынужден начать свою деятельность в России. При этом его основной целью декларировалось содействие созданию институтов рыночной экономики, развитие частного сектора и снижение социальных издержек процесса перехода. ВБ предлагал целую серию займов для структурной перестройки экономики. И именно они оказались наименее эффективны. Возможно, потому, что сама Москва не знала, как подступиться к структурной перестройке. Возможно, потому, что ВБ интересовался не теми отраслями и преследовал не те цели. Вспомнить хотя бы его потуги зачем-то реформировать нашу угольную отрасль.
Всего же на конец 2001 финансового года Банк одобрил 55 займов на сумму 12,6 млрд. долл., из которых 7,8 млрд. были истрачены, а 2,4 млрд. - отменены.
В прежние времена именно давление международного сообщества заставляло Всемирный банк принимать поспешные решения по множеству кредитных проектов, будь то инвестиции или бюджетная поддержка. Отсутствие их должной проработки, считают в Банке, не давало возможности качественно прогнозировать и исход их реализации. Соответственно, как правило, эти высокорисковые операции оказывались провальными. Среди наиболее ярких примеров подобных проектов - многомиллиардный заем на реструктуризацию банковской системы. В свое оправдание Банк говорит о том, что он не управлял ресурсами и не обладал тем влиянием, которое было бы способно преодолеть политические и экономические барьеры в России 90-х годов.
Лишь с 1998 года Всемирный банк отмечает постепенное улучшение качества сотрудничества с Россией. Именно в этот период произошел переход от бездумного финансирования заведомо проигрышных проектов к более взвешенной аналитической и консалтинговой составляющей программы содействия. Если до кризиса советы Банка играли лишь минимальную роль в разработке и проведении национальной экономической политики, то после 1998 года это направление стало приоритетным. В общем, меньше денег, больше советов.
Основным уроком прошедшего десятилетия - и уроком, определяющим стратегию содействия России на 2003-2005 годы - в Банке считают необходимость проявлять пристальное внимание ко всем политическим сторонам процесса реформ. Иными словами, если отсутствуют политическая воля и сильная государственная власть, любая значимая программа кредитования лишь тормозит реформы - догадались в Банке. Кроме того, кредит должен "физически" выдаваться лишь после того, как государственная власть начала соответствующие реформы. То есть получается, что Всемирный банк будет оценивать эффективность действий Кремля. Посчитает, что укрепление вертикали власти вредит экономике - не выдаст кредит. А Кремлю придется выбирать в этих условиях - крепить свою власть на местах или получать деньги во Всемирном банке.
Станет ли новый подход Всемирного банка таким же коротким поводком для Москвы, с помощью которого Запад и раньше пытался одергивать российские власти (правда, в экономических, а не политических вопросах), - неизвестно. Ситуация изменилась. У нас принято считать, что денег на Западе мы уже почти не берем. Между тем факты свидетельствуют, что для российских чиновников Всемирный банк все еще остается весьма интересным инвестором. Среди одобренных советом директоров Банка кредитов только в 2002 году числятся заем на развитие бюджетного федерализма и реформирование системы региональных финансов (120 млн. долл.), заем на проект развития Федерального казначейства (231 млн. долл.), заем на проект модернизации налоговых органов (100 млн. долл.). Ожидается еще 150 млн. долл. на борьбу с туберкулезом и СПИДом. Теперь Кремлю придется решать, стоят ли эти деньги того, чтобы выслушивать уже не только экономические, но и политические оценки ВБ, которые так или иначе будут формировать облик страны на международной сцене.
В то же время эксперты ВБ в своем отчете отдают должное России в том, что прежнее безволие сменилось большей четкостью в действиях властей. Оценивая современную Россию, эксперты банка отмечают кардинальное улучшение политико-экономического климата, прежде всего с точки зрения готовности власти идти на реформы. Если политические оценки и дальше будут такими, то Россия, наверное, согласится принимать вместе с оценками и кредиты. Хуже будет, если ВБ решит, что, например, уровень демократических свобод или гарантий частной собственности в России не позволяет эффективно реформировать экономику. То есть низкий. Такая оценка Кремлю вряд ли понравится.
А Всемирный банк в ближайшие годы намерен сосредоточиться в России на трех основных задачах - улучшении делового климата и стимулировании конкуренции, смягчении социальных рисков, а также угроз природным ресурсам и, самое интересное - на повышении качества управления государственным сектором. До сих пор это была вотчина Кремля.