Россия будет осваивать Арктику быстро, но осторожно. Таков общий смысл решений, принятых на прошедшем в Салехарде под председательством премьер-министра Михаила Касьянова Совете по проблемам Севера и Арктики при правительстве России.
Крайний Север, наверное, самая удивительная и самая парадоксальная часть России. В приполярных районах страны проживает 1% населения, но им удается производить 11% национального дохода и 22% экспорта. В одном только Ямало-Ненецком автономном округе сосредоточено 90% российского газа и 12% нефти. По производству ВВП на душу населения приполярные автономные округа далеко оставили позади остальные регионы России, в том числе и Москву. Однако эти экономические успехи сопряжены с нарастанием значительных экологических и социальных проблем. Арктическая природа ранима. И массированное освоение минеральных ресурсов наносит ей непоправимый ущерб.
Многие жители Севера, особенно пенсионеры, мечтают переселиться в другие регионы России. Слабым звеном российского Севера является социальное положение коренных малочисленных народов Севера, которых насчитывается около 30 общей численностью до 200 тысяч человек. В современных условиях традиционные занятия этих этносов становятся нерентабельными. В результате доходы коренных северян в 2-3 раза ниже, чем в среднем по России. А продолжительность жизни у них на 25 лет меньше.
В 1997 году была принята целевая программа по развитию малочисленных народов Севера. Однако федеральный бюджет профинансировал ее только на 6,6%, региональные бюджеты - на 1,3%. С 2001 года действует новая федеральная целевая программа, согласно которой до 2011 года "в малые этносы" Севера должно быть вложено около 25 млрд. руб.
А пока проблемы остаются. В них-то и должен был разобраться Совет по проблемам Севера и Арктики. На заседании рассматривался перечень нормативных актов, необходимых для реализации государственной арктической политики. В частности, федеральным органам дано поручение ускорить рассмотрение вопросов, связанных с освоением "Газпромом" новых месторождений газа на Ямале. Эти работы будут сочетаться с мероприятиями по компенсации негативных последствий хозяйственной деятельности. Правительству предстоит принять новые биологические стандарты.
На вопрос "НГ" о том, не будут ли на добывающие компании возложены дополнительные обязанности, связанные с экологией и социальным развитием северных регионов, премьер Михаил Касьянов ответил, что компании и так несут соответствующую нагрузку. Руководство компаний понимает необходимость создания социальной инфраструктуры в тех регионах, где они работают. И теперь руководители концернов, по словам премьер-министра, сами просят главу правительства, чтобы их обязанности были урегулированы законодательством.
Для коренных народов будет разработано специальное законодательство, облегчающее их доступ к использованию биоресурсов (охота и рыболовство). Совет также принял решение в рамках федеральной целевой программы "Дети России" принять специальную подпрограмму "Дети Севера".
Вне повестки дня на заседании Совета всплыл вопрос о специфических проблемах жилищного строительства на Севере. Губернаторы арктических регионов потребовали от Касьянова, чтобы правительство изменило строительные стандарты с учетом климатических особенностей этих территорий. Вопрос будет более подробно обсужден на следующем заседании Совета.
На следующем заседании также будет продолжено обсуждение перспектив Северного морского пути (СМП). В советское время по СМП перевозили 6 млн. тонн груза в год. Путь прежде всего обслуживал многочисленные геологоразведочные организации, которые сегодня почти прекратили свою деятельность. Однако разработчики концепции развития СМП, в частности эксперты Центрального научно-исследовательского института морского флота в Санкт-Петербурге, считают, что в будущем путь может взять на себя 10% всех перевозок между Северной Европой и Тихоокеанским регионом, которые сегодня обслуживаются через Панамский и Суэцкий каналы. А это 8-15 млн. тонн груза. Путь от Роттердама до Японии по СМП примерно на треть короче, чем через Суэц. Самое интересное, что в будущем СМП может стать конкурентом Транссибу, который тоже претендует быть мостом между Европой и Азией. Михаил Касьянов, выступая после заседания Совета, отметил, что перевозки по Севморпути более рентабельны, чем по железной дороге. Однако приехавший на заседание Совета депутат Государственной Думы и полярник Артур Чилингаров в беседе с журналистом "НГ" уточнил, что более рентабельным Севморпуть бывает только 3 месяца в году, когда имеется возможность не пользоваться ледокольным флотом. Пока, по словам Чилингарова, Севморпуть развивается прежде всего за счет деятельности "Норильского никеля", а также разведки нефти на шельфе Баренцева моря.
Салехард