Российские нефтяники нашли кратчайший путь на рынки Северной Европы и США. Они договорились о сооружении нефтепроводной системы, которая позволит доставлять нефть, добываемую на севере Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции (Республика Коми) и на шельфе Баренцева моря, к нефтеналивному терминалу в районе Мурманска.
Меморандум о взаимопонимании по этому вопросу подписали вчера "ЛУКОЙЛ", ЮКОС, "Сибнефть" и Тюменская нефтяная компания. А затем появилась информация о том, что пятым участником мурманского проекта может стать "Сургутнефтегаз". Как прокомментировал это присоединительное решение председатель правления ЮКОСа Михаил Ходорковский, "если желающие участвовать будут прибывать с такой же скоростью, то может быть реализовано строительство двух веток и мощность составит 120 млн. тонн". Пока же предполагаемый объем транспортировки нефти по трубопроводной системе "Западная Сибирь - Мурманск" составляет 80 млн. тонн в год. По словам президента "ЛУКОЙЛа" Вагита Алекперова, в настоящее время уже есть гарантия на поставки в рамках мурманского проекта 60 млн. тонн сырья: по 20 млн. тонн нефти собираются поставлять "ЛУКОЙЛ" и ЮКОС и по 10 млн. тонн - "Сибнефть" и ТНК.
В настоящее время компании - участницы проекта рассматривают два варианта маршрута: Западная Сибирь - Ухта - Мурманск протяженностью 3,6 тыс. км и Западная Сибирь - Уса - Мурманск (через Белое море) протяженностью 2,5 тыс. км. Ввод системы в действие запланирован на 2007 год. По предварительным данным, общая стоимость проекта в зависимости от выбранного маршрута составит от 3,4 до 4,5 млрд. долл. Эти затраты окупятся, если цены на нефть марки Urals удержатся на уровне не ниже 17-19 долл. за баррель.