К пятничному собранию акционеров Внешторгбанка глава ВТБ Андрей Костин подходит с рекордным для российской финансовой системы кредитом, полученным у западных банков. Сегодня ВТБ подпишет с западными партнерами соглашение о предоставлении синдицированного кредита в размере 240 млн. долл. До сих пор самый крупный кредит получил за год до дефолта Инкомбанк (125 млн. долл.). И вот этот рекорд привлечения дешевых кредитных средств (западные кредиты дешевле внутренних заимствований) побит.
Если прибавить к этому, что замысел Андрея Костина о фактическом слиянии Внешэкономбанка и ВТБ удался в полной мере, то приходится признать, что на экономическую и, кто знает, может, и политическую сцену выходит фигура, по уровню макроэкономической квалификации, успешности и политкорректности способная претендовать на самые высокие посты в структурах управления экономикой.
Завтрашнее собрание акционеров ВТБ - первое, которое Андрей Костин проводит в качестве его главы, и первое после существенной реорганизации банка. В этом году в банк был влит бизнес Внешэкономбанка (ВЭБ), и появился новый руководитель. Сменился и собственник банка - если раньше 99,9% акций банка владел Центробанк, то сейчас крупнейшим акционером банка стало государство в лице правительства.
Костин стал председателем ВТБ 10 июня. Прежде он был президентом и председателем правления ВЭБа, занимая эту должность с 1996 года. Годы, в которые Костин руководил банком, нельзя назвать спокойными. ВЭБ всегда являлся агентом правительства по выплате внешнего долга.
Так что во время и после дефолта руководству банка пришлось провести множество переговоров с западными кредиторами государства.
И хотя политические вопросы урегулирования внешних долгов решало правительство, непосредственным куратором технической стороны был именно Костин. Немудрено, что он имеет весомую репутацию в финансовых и правительственных кругах Запада.
Год назад Костин заявил, что считает целесообразным слияние ВЭБа и ВТБ. Так и произошло - у ВЭБа остались функции платежного агента государства, а коммерческие проекты этого госбанка перешли в введение ВТБ. Реорганизация ВТБ идеально легла в концепцию правительства по усилению роли государства в банках с госучастием. Перешел в ВТБ и Костин, что для него, безусловно, стало существенным шагом вверх в иерархии управления макроэкономическими процессами в стране. Стоит добавить, что Костин имеет опыт работы и в рыночных структурах - до назначения главой ВЭБа он занимал посты в Национальном резервном банке и банке "Империал".
Интересно, что в годы руководства ВЭБом Костину приходилось косвенно участвовать и в некоторых политических процессах. В частности, не без внешнего нажима ВЭБу приходилось кредитовать Общественное российское телевидение. Много средств ВЭБ предоставлял и структурам холдинга "Медиа-МОСТ", в первую очередь телевизионному каналу НТВ. Но, несмотря на это, ни в одном политическом скандале имя Костина не всплывало, что свидетельствует о его дипломатических способностях. Руководить структурами такого уровня и остаться незапятнанным в глазах широкой общественности - это ценное качество.
К чему приведут Андрея Костина все его профессиональные достоинства и навыки - покажет время. Вслух об этом не принято говорить, но стоит заметить, что путь от переговорщика по долгам до премьер-министра проделал Михаил Касьянов. Так что у Костина есть достойный пример для подражания (но не в смысле, конечно, необходимости подсидеть самого Касьянова - рассчитывать на это пока рано).
Пока же Костину надо получить кредит и правильно им распорядиться. Здесь перед главой Внешторгбанка тоже открываются очень большие возможности. Получаемые банком средства предполагается направить на кредитование реального сектора экономики. Перед ВТБ стоит задача: догнать и перегнать в деле кредитования промышленности своего ближайшего конкурента - Сбербанк. И если у Сбербанка есть такой мощный ресурс, как деньги населения, которые банк и вкладывает в реальный сектор, то ВТБ для этой цели удалось привлечь западные деньги. Общепризнанно, что самые дешевые ресурсы - это сбережения граждан и деньги, собранные на международном рынке. Но если население традиционно несет деньги в Сбербанк, потому что никакой альтернативы этому банку пока нет, то привлечь деньги от западных банков даже государственному банку до сих пор было очень сложно. И тот факт, что ВТБ подписал соглашение о кредите, свидетельствует о том, что доверие иностранцев к российской банковской системе начало восстанавливаться.