Вчера министр имущественных отношений Фарит Газизуллин напомнил своим подчиненным о поставленных президентом задачах в сфере управления государственной собственностью и объявил о формировании новой концепции. Ну а заодно устроил разнос тем, кто забыл основные направления государственной политики. Однако аналитики считают, что пиар министра, который обычно избегает публичной активности, связан с рядом других, чисто политических факторов.
Еще в апрельском Послании Владимир Путин упомянул о проколах государства (читай Минимущества) в управлении госсобственностью. "Мы до сих пор не знаем подлинных объемов госсектора, - сказал тогда президент, - инвентаризация государственного имущества, о которой не раз говорилось, не завершена". Кроме того, неэффективный государственный сектор, по словам президента, ничего, кроме дополнительных расходов и проблем, не дает.
Фарит Газизуллин решил показать, что его министерство не дремлет. На всероссийском совещании он полтора часа рассказывал о концепции управления госсобственностью. Она должна обязательно содержать план использования, план выбытия и план приобретения объектов собственности. Что касается последнего аспекта, то здесь министр не исключил возможности приобретения контроля над АК "АЛРОСА".
Кроме того, имущество обязательно должно было классифицировано. Главный принцип - решить, что сегодня нужно государству, а что оно может с легким сердцем отдать бизнесу, да еще и получить от этого деньги.
Для создания реестра недвижимости ведомство Газизуллина просит от государства денег. Почему бы и нет, считают в Минимуществе, тем более что в скором времени министр пообещал вкладывать в государственную казну около 200 млрд. руб. в год. Удвоить показатели своей работы (а в 2003-м доходы от использования госсобственности должны составить 100 млрд. руб.) Минимущество собирается в ближайшие 3-4 года.
Для того чтобы выполнить свое обещание государству, министр намерен закрутить гайки. Во-первых, по его мнению, надо избавиться от всего лишнего ("продать, передать и раздать") и максимально выгодно реализовать крупные объекты госсобственности, например "Славнефть" ("у тех, кто борется за предприятие, много денег, и надо, чтобы они больше затратили"). Кстати, список приватизации на 2003 год будет увеличен еще на 200 объектов.
Во-вторых, надо ликвидировать кормушки чиновников в бюджетных учреждениях и государственных унитарных предприятиях, которые давно получают доходы от коммерческой деятельности. Минимущество уже внесло в правительство предложения по прекращению участия государственных унитарных предприятий (ГУП) в финансовых и страховых организациях. Кроме того, Газизуллин собирается заставить своих подчиненных собирать арендную плату с бизнеса по рыночным расценкам. И горе тем сотрудникам Минимущества, кто ослушается своего министра: "...некоторые думают, что могут проехать мимо - пусть тогда занимаются другой деятельностью". Остальных же министр пообещал не давать в обиду - ни прокурорам, ни губернаторам.
Как считает аналитик Центра политической конъюнктуры Константин Симонов, одной из причин столь жесткого выступления Фарита Газизуллина может быть опасение перед возможными кадровыми перестановками. Отставка председателя Госстроя Анвара Шамузафарова не прошла бесследно для ряда руководителей министерств и ведомств. Стало очевидно, что если президент и не отправит в отставку все правительство разом или руководителей ключевых экономических министерств, то министрам "второго звена" такая участь вполне может быть уготована. Газизуллину, который фактически отвечает за успешное выполнение госбюджета, настало время проявить активность. Тем более что впереди самая масштабная сделка года - продажа госпакета акций "Славнефти".