На прошлой неделе Госкомстат наконец-то опубликовал отчет о завершении уборки урожая. На начало ноября в хозяйствах всех категорий, по расчетам, намолочено 92,6 млн. тонн зерна, 2,7 млн. тонн подсолнечника, убрано 12,5 млн. тонн сахарной свеклы, 31,9 млн. тонн картофеля, собрано 12 млн. тонн овощей.
Рекордный урожай зерновых действительно имеет место, хотя он и не столь велик, как это обещали оптимисты. Зерна в первоначально оприходованном весе собрано всего на 1% больше, чем в прошлом году. Больше, чем в предыдущем году, намолочено зерна в большинстве регионов Центрального, Южного и Дальневосточного федеральных округов, а также в некоторых регионах Приволжского федерального округа.
В наибольшей степени впечатляет производство семян подсолнечника, которых получено на 26% больше, чем к аналогичной дате 2001 года. Успехи масличной отрасли, очевидно, связаны с тем, что растительное масло стало хорошо идущим на рынке, брэндовым товаром. В этой сфере появились вертикально интегрированные холдинги, включающие в себя как производство сырья, так и перерабатывающие мощности. Динамика посевных площадей подсолнечника становится в России во многом производной от циклического развития пищевой промышленности.
Однако успехи в производстве зерна и подсолнечника как бы компенсируются снижением производства сахарной свеклы, картофеля и овощей. Сахарной свеклы накопано меньше на 9,4%, картофеля - на 8,5%, овощей собрано на 7,6% меньше.
Различие в итогах урожая зерновых и овощей нельзя объяснить одними только климатическими причинами, хотя и они имеют место (зерно лучше, чем овощи, переносит избыток солнца и нехватку влаги).
Важно еще и различие в структуре производителей продукции разного вида. Зерно на 87% производится в так называемых сельхозорганизациях (т.е. бывших колхозах и совхозах). Они же производят 76% подсолнечника. Между тем картофель на 93%, а овощи на 82% выращиваются в личных хозяйствах граждан. Судя по цифрам, расширение посевов организованными, коммерческими производителями у нас сочетается с относительным снижением производства в подсобных хозяйствах. Этот феномен требует отдельного анализа, но он, несомненно, связан с ростом экономической стабильности в стране. Ведь подсобное хозяйство граждане начинают развивать тогда, когда нет возможности прокормиться за счет основной деятельности. Рост доходов населения приводит к тому, что все больше граждан задумывается: зачем выращивать, если можно купить, например, дешевую белорусскую картошку?
Парадоксально, но факт: экономический рост ударил по российскому овощеводству. Просто потому, что значительная его часть имела "подсобный" характер.