0
929
Газета Экономика Интернет-версия

22.11.2002 00:00:00

Надо было лучше беречь недра

Тэги: закон, недра


Оператор проекта "Сахалин-2" (разработка нефтегазовых месторождений) компания Sakhalin Energy Investment Co. заявила в среду, что не может начать реализацию второй фазы проекта стоимостью 8,5 млрд. долл. из-за незавершенности российского законодательства по соглашениям о разделе продукции (СРП). Скандальный демарш крупного иностранного инвестора, казалось бы, несколько портит инвестиционную репутацию России. На самом деле, он свидетельствует об очередном этапе борьбы иностранных компаний за свои привилегии в России.

Соглашения о разделе продукции уже неактуальны

В стране появились весомые противники режима СРП, которые считают, что для нас в настоящее время он неактуален. Такого мнения придерживается, например, президент НК "Сибнефть" Евгений Швидлер. "Создавая неравенство условий работы между российскими и зарубежными компаниями, СРП не приносит какого-либо оправданного экономического эффекта", - считает он.

Более категоричен глава ЮКОСа Михаил Ходорковский: "Любая схема без равных условий для всех участников рынка является заведомо криминальной, и СРП здесь не исключение. Мы помним прецеденты начала 1990-х годов - они все приводили к взяточничеству". Такое сильное утверждение, по-видимому, относится к действующим проектам, соглашения по которым были подписаны в тот период. Их только три - два на Сахалине и один в Харьяге.

Сегодня нет необходимости привлечения в ТЭК иностранных инвестиций на чрезвычайно льготных условиях, так как, считает Евгений Швидлер, российские компании сейчас не испытывают дефицита средств для осуществления масштабных инвестиционных программ. В то же время заместитель начальника департамента Минфина Анна Салина, которую никак нельзя зачислить в ряды противников СРП, признает, что налогообложение в проектах в три-четыре раза ниже, чем при национальном режиме разработки месторождений.

Иностранные инвестиции в СРП - это не инвестиции в российскую экономику

Низкая экономическая эффективность СРП для России проявляется и в том, что многомиллиардные заказы на производство товаров и услуг, которые обещали иностранные операторы российским подрядчикам, уходят за рубеж. Средства, привлекаемые операторами проектов на международном рынке, всегда связанные. То есть финансовое соглашение обязательно содержит условие, что 70-80% получаемых средств должны быть потрачены на оплату товаров и услуг в стране банка-кредитора.

По данным самого оператора проекта "Сахалин-2", в 2001 г. было заключено контрактов на общую сумму в 347,0 млн. долл. Доля российских предприятий составила 87,9 млн. долл. (25,3%).

Надежды государства на дележ прибыльной продукции в далеком будущем тоже эфемерны. Уж больно свободны операторы в определении "конкурентной" цены на товары и услуги зарубежных подрядчиков. Если к тому же основная масса заказов на подрядные работы уходит за рубеж, то для России реализация таких проектов СРП полностью теряет экономический смысл.

Правительство стало заложником СРП

Кабинет министров сейчас в трудном положении. С одной стороны, принято много обязательств по проектам СРП, в том числе перед иностранными инвесторами. А с другой - идет сложный процесс переоценки эффективности этого режима.

В этой ситуации зарубежные компании оказывают сильное давление с целью ускорить прохождение выгодных для себя законопроектов в Госдуме, где за восемь лет сложилась мощная группа лоббистов СРП.

За многие годы, прошедшие с момента подписания соглашений, попытки российских ведомств хоть в какой-то мере защитить государственные интересы приводили к демонстративной приостановке работ операторами, что провоцировало международные скандалы. Демарш Sakhalin Energy из этой серии. Свои проблемы в России операторы решали апелляциями к высшим руководителям своих стран (США, Франции, Великобритании, Японии), чтобы через них воздействовать на нашего президента.

Заявление иностранцев о пробелах в наших законах безосновательны, так как соглашение по проекту "Сахалин-2" не подпадает под действие российского законодательства о СРП. Соглашение было подписано до принятия Закона "О соглашениях о разделе продукции". Поэтому в соответствии с так называемой "дедушкиной оговоркой" реализация проекта должна проходить строго по условиям соглашения между оператором и правительством. Заверения российского правительства на этот счет операторы действующих проектов получали неоднократно.

Реализация трех действующих проектов СРП - двух Сахалинских и Харьягинского - практически выведена из-под управления государства. Соглашениями роль государственных представителей сведена к совещательным функциям. Например, смета расходов на этот год по Харьягинскому проекту на середину ноября еще не подтверждена российской стороной, но это, похоже, не волнует оператора.

С больной головы на здоровую

Реальные причины задержек осуществления проекта в другом. Оператор "Сахалина-2" сделал ставку на производство сжиженного природного газа с поставками в Азиатско-Тихоокеанский регион. Для начала второй фазы проекта Sakhalin Energy необходимо получить долгосрочные контракты на поставки сжиженного газа в ту же Японию, на чем в основном и строилась сбытовая концепция компании в надежде получить 15% газового рынка этой страны. Однако контрактов нет и, как следствие, нет кредитных соглашений. То есть у компании нет тех самых 8,5 млрд. долл. для развертывания работ по второй фазе проекта. А российское законодательство по СРП здесь ни при чем.

У правительства есть единственная возможность, чтобы поставить Sakhalin Energy на место. Проект отстает от графика развертывания работ, оговоренного соглашением, более чем на шесть лет. (Кстати, крупный контракт на поставки газа в южный Китай оператор мог получить, если бы в соответствии с обязательствами первую очередь завода построил в 1999-м, а вторую - в 2000 году. Сейчас же определен только срок ввода первой очереди - ноябрь 2006 года.) Между тем в соглашении указан предельный срок задержки - два года, после чего государство имеет право отобрать лицензию. Так, например, поступило правительство Вьетнама с российской компанией "Зарубежнефть", когда она затянула строительство НПЗ на два года. Может быть, нашему правительству стоит перенять вьетнамский опыт?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
554
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2280
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1498
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1128

Другие новости