На этой неделе Минфин России переведет Международному валютному фонду очередной платеж в размере 55,7 млн. долл. Общая сумма выплат России в 2002 году составит 14,2 млрд. долл., из которых больше половины приходится на платежи по задолженности бывшего СССР. Все выплаты осуществляются в срок и не вызывают никаких чрезвычайных событий в российской финансовой системе. Если забыть, что на выплату иностранным кредиторам уходит четвертая часть всех доходов федерального бюджета, то можно сказать, что платежи по внешнему долгу превратились из национального бедствия в рутинную работу.
В ближайшие 6 лет России предстоит выплатить более 100 млрд. долл. В результате будет погашено примерно 40% суммы основного долга, или 50 млрд. долл.
Примерно такая же сумма понадобится на обслуживание внешнего долга. Cтоль высокие процентные платежи объясняются тем, что в прошлом Россия брала кредиты на крайне невыгодных условиях - до 15% годовых. Сегодня, когда репутация страны как должника улучшилась, займы ей предоставляются под 9-10% годовых в валюте, что, однако, гораздо больше, чем у других стран "большой восьмерки", которые берут взаймы под 3-5%.
Пики платежей по внешнему долгу приходятся на 2003, 2005 и 2008 годы, причем на будущий год выпадает крупнейший из этих пиков. Выплаты в 2003 году должны составить более 17,5 млрд. долл. Это примерно 30% расходов федерального бюджета, или 7% годового ВВП. Более того, платежи в предстоящем году в основном концентрируются в пределах двух-трех месяцев (май-июль). К тому же крайне неблагоприятной является динамика курса доллара по отношению к евро. По оценкам Германа Грефа, если курс евро повышается на 1 цент, то внешний долг России увеличивается на 100 млн. долл. Остается только гадать, в какой степени этот фактор повлияет на финансовое благополучие России.
Важнейшим средством относительно безболезненно пройти пик платежей в 2003 году считается формирование в рамках госбюджета финансового резерва. Из доходов последних двух лет формируется специальный денежный фонд, который в будущем году будет использован на платежи по внешнему долгу. На начало 2002 года финансовый резерв составлял 88,8 млрд. руб. Предполагалось, что к началу года он достигнет 197,4 млрд. руб. Однако недобор налогов привел к тому, что к октябрю резерв вырос всего на 7,6 млрд. руб. и достиг 96,4 млрд. руб. Имеются большие сомнения в том, что до конца года его удастся сформировать целиком. По оценкам главы бюджетного комитета Госдумы Александра Жукова, финансовый резерв не превысит 150 млрд. руб.
Впрочем, как заверил корреспондента "НГ" глава Экономической экспертной группы Минфина (ЭЭГ) Евсей Гурвич, даже если финансовый резерв не будет полностью сформирован, у государства остаются шансы выполнить свои долговые обязательства. Во-первых, сильно выручит бюджет приватизация "Славнефти". Во-вторых, всегда сохраняется возможность новых заимствований. В бюджете-2003 Минфин оговорил за собой право выпуска еврооблигаций на сумму 1,25 млрд. долл., а поскольку сейчас ожидается повышение суверенного кредитного рейтинга России, то и проценты по этим облигациям будут пониже. В-третьих, курс рубля в будущем году, по оценкам ЭЭГ, может оказаться выше, чем запланировано в бюджете. Наконец, можно увеличить объемы внутреннего долга. В то же время Гурвич не исключил того, что резкое падение цен на нефть может оказаться для нашей финансовой системы фатальным.
Впрочем, даже если предположить самое худшее, у России еще остается несколько способов решить свои проблемы. Например, уменьшив бюджетные расходы. Делать это можно официально - через секвестр, а можно и неофициально - через задержки в финансировании бюджетополучателей. Некоторые либеральные экономисты, например Владимир Мау, считают, что неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура может принести стране большую пользу - она заставит власти ускорить реформы и сократить непроцентные расходы.
Далее, можно все-таки запустить механизм "долги в обмен на собственность" - схему, которую сама Россия в качестве кредитора уже применила по отношению к Армении, а сейчас собирается применять к Молдавии, Украине и Киргизии.
На самый худой конец у нас есть надежный источник в виде золотовалютных резервов Центробанка. На начало ноября объем ЗВР достиг 47 млрд. долл., а к концу года он может превысить 49 млрд. долл. За год Банк России увеличил свои валютные запасы более чем на четверть. Этих денег с лихвой могло бы хватить на решение финансовых проблем правительства в будущем году. Однако согласно и международным, и внутрироссийским правовым нормам - Центробанк не отвечает по долгам правительства. Резервы Центрального банка необходимы для поддержания курса рубля, для валютных интервенций в случаях, когда над курсом национальной валюты нависает опасность. Если государство использует резервы национального банка для выплаты внешнего долга - это значит, что оно находится в глубочайшем экономическом и финансовом кризисе. Тем не менее нельзя исключить использование ЗВР как "последней соломинки", за которую хватается утопающий.
Но интересно другое. Финансовый резерв в 2003 году, каков бы он ни был, придется полностью истратить, к началу 2004 года его почти не останется. Профицит бюджета в 2003 году будет небольшим. В свете сказанного не совсем ясно, как правительство собирается решать проблему довольно значительных выплат по внешнему долгу в 2004-2005 годах.