Во время завершившегося вчера визита председателя правительства России Михаила Касьянова во Францию российский премьер заявил, что сотрудничество между Россией и Францией достигло такого уровня, когда появилась возможность совместного осуществления крупномасштабных инвестиционных проектов. Европейцы будут участвовать и в разработке российских месторождений, и в строительстве трубопровода.
Похоже, в энергетике наступила новая эпоха, когда покупатели российского топлива будут сами своими инвестициями содействовать удовлетворению потребностей в топливных ресурсах. Так ли это? Когда корреспондент "НГ" спросил Михаила Касьянова об этом, он ответил: "Не совсем так. Наступила новая эпоха, означающая новый уровень взаимодействия. Проекты будут российскими, но к участию в них мы будем приглашать зарубежных партнеров, и прежде всего из стран ЕС". По словам Касьянова, весь 2003 год в российско-французских отношениях будет посвящен энергетике. Как загадочно намекнул премьер, уже в ближайшие месяцы нас ожидают события, которые определят лицо европейской энергетики на ближайшие 20 лет.
Если перспективы энергетических проектов пока еще не ясны окончательно, то параметры взаимодействия в области аэронавтики, которому, собственно, и был посвящен в основном визит Касьянова во Францию, уже определены. Практически достигнута договоренность о запуске российских ракет-носителей с космодрома Куру во Французской Гвиане.
Подписан документ о закупке "Аэрофлотом" самолетов производства компании "Эрбас" семейства А-320 и о создании в Москве совместного инженерного центра компании "Каскол" и "Эрбас". Идет работа над созданием необходимого России магистрального самолета. Французская фирма выиграла тендер на проектирование терминала "Шереметьево-3", а теперь борется за победу в тендере на его строительство.
По словам Касьянова, существенное продвижение достигнуто в создании совместного российско-европейского военного самолета. Речь идет, по-видимому, об участии России в выпуске отдельных узлов общеевропейского военного учебно-тренировочного летательного аппарата. На создание этого воздушного судна выделено 18 млрд. евро, и Россия претендует на 2% этого бюджета, или на 360 млн. евро.
По некоторым данным, общая стоимость всех программ российско-французского сотрудничества в аэрокосмической области составит 2,5 млрд. евро.
Весьма интересное взаимодействие намечается между Министерством экономики Франции и Министерством промышленности, науки и технологий России. Как рассказал корреспонденту "НГ" пресс-секретарь Минпромнауки Андрей Мазуров, впервые во время визита Касьянова Россия и Франция сравнили списки своих приоритетов в области научных исследований. Выяснилось, что у двух стран много общих интересов. Исходя из этого два министерства приняли решение объединить свои бюджеты в области разработок нанотехнологий. В ближайшее время по этому вопросу оба ведомства создадут рабочие группы. Впоследствии должны стартовать финансируемые двумя государствами совместные исследовательские проекты.
Париж