Прошлый год был поистине золотым для российского машиностроения. Прирост производства в отрасли составил 7,2% - в то время как вся промышленность в целом выросла только на 5,2%. Однако темпы роста машиностроительного комплекса в течение 2001 года последовательно снижались. Эта тенденция продолжилась и в первом полугодии текущего года. В итоге за 9 месяцев 2002 года прирост выпуска машиностроительной продукции составил всего 3,1%. (Для промышленности в целом этот показатель был выше - 5,5%.)
Развитие машиностроительного комплекса в нынешнем году происходило за счет трех подотраслей - железнодорожного машиностроения, производства средств связи и производства оборудования для пищевой промышленности.
Первое, вероятнее всего, связано с начавшейся реструктуризацией железнодорожного транспорта и появлением независимых от МПС грузоперевозочных компаний. Недавно появившиеся независимые операторы активно покупают подвижной состав, поэтому грузовых вагонов нынче произведено на 76,5% больше прошлогоднего.
Пищевая промышленность успешно развивается уже несколько лет подряд, при этом оборудование в отрасли сравнительно недорогое, а срок его окупаемости - не очень долгий. Отсюда реальная возможность покупать необходимые новые машины. Производство хлебопекарных печей увеличилось на 31,9%, машин для приготовления теста - на 34,2%, промышленных холодильников - на 19,5%. Здесь можно наблюдать разительный контраст с ситуацией в цветной металлургии. Эта отрасль тоже активно развивается, но оборудование в ней дорогое, и долго окупающееся, поэтому, несмотря на высокие темпы развития металлургии, оборудование на ее предприятиях почти не обновляется. Поэтому производство в этой подотрасли за 9 месяцев снизилось на 58,7%.
Что касается промышленности средств связи, то эта подотрасль "выезжает" в основном за счет производителей телевизоров, которые у нас наконец научились делать - хотя бы на сборке из зарубежных деталей и узлов. Производство телевизионных приемников в этом году увеличилось на 73%.
Сравнительно стабильная ситуация сохранилась в автомобильной промышленности, хотя тут высоких темпов роста не наблюдается. За 9 месяцев года прирост производства в автопроме составил 3,3%. Не много, но все же больше, чем в прошлом году (1,7%). Особенно хорошо развивается производство автобусов.
Все остальные подотрасли машиностроения сейчас переживают упадок - этим картина нынешнего года резко отличается от прошлогодней. В частности, очень резко (на 17,8%) упали объемы производства в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении. А несколько предыдущих лет отрасль развивалась очень бурно - в прошлом году прирост в ней составлял 29,1%.
Есть, впрочем, и хорошие новости. Во второй половине года машиностроение резко ускорило свое развитие. В третьем квартале прирост машиностроительного производства составил уже 12,4%. Таким образом, можно с достаточной долей уверенности предсказать, что 2002 год в целом машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность закончит с показателями лучшими, чем по итогам 9 месяцев.