0
1202
Газета Экономика Интернет-версия

18.11.2002 00:00:00

На замену оборудования денег по-прежнему нет

Тэги: лизинг, промышленность, оборудование


Надежды на то, что российская экономика получит значительный приток капитала за счет лизинга промышленного оборудования, пока не оправдываются. Лизинг - это долгосрочная аренда машин и оборудования. Существует открытый лизинг, когда по истечении срока контракта оборудование выкупается, и закрытый, когда оборудование возвращается лизингодателю. По данным Минфина, на московском рынке работают около 20 крупных лизинговых компаний и 40 компаний находятся в стадии регистрации. Всего же в России зарегистрировано приблизительно 1400 лизинговых компаний.

Работающие сегодня на российском рынке лизинговые компании представлены в основном двумя группами. Первая, меньшая группа - независимые компании, работающие в основном в секторе малого и среднего бизнеса. Вторая же группа - представители так называемого "серого" лизинга. Практически каждая финансово-промышленная группа имеет в своем составе "карманную" лизинговую компанию. Цель создания таких структур - снижение налогообложения. Дело в том, что, согласно главе 25 Налогового кодекса, инвестиции в основные средства облагаются налогом, а затраты на лизинг - нет. Как отмечают эксперты компании "Дельта-лизинг", около 60% рынка - это "серый" лизинг, то есть фиктивные лизинговые сделки с целью уменьшения налоговых платежей предприятий. Но выявить, где лизинг реальный, а где лизингом прикрывают уход от налогообложения, не так просто. Хотя, если разобраться, "серые" компании тоже делают благое для страны дело - обновляют промышленные мощности. Просто к реальным контрактам "дописываются" расходы на другие нужды. Таким образом, показатели объема лизинговых сделок просто завышаются.

Сейчас лизинг оборудования в России дает только 0,3% общего объема инвестиций. Эта цифра далека от плановой - по прогнозам Минэкономразвития, приток средств от лизинга должен был составить в 2001-2002 годах до 40% общего объема инвестиций. И если раньше тормозом на пути развития лизинга оборудования считалось несовершенство Закона "О лизинге", то сейчас все чаще стали говорить о том, что за несколько лет сформировалось недоверие к лизингу как средству обновления основных фондов.

Закон о лизинге был принят Госдумой в 1998 году, а изменения и дополнения в него потребовались практически сразу же после вступления закона в силу. К 2001 году, когда они были внесены отдельным законопроектом и одобрены Думой и Советом Федерации, поправок накопилось более 100. Серьезным недостатком закона были и противоречия с валютным и таможенным законодательством. Таможенники отказывались выполнять положения закона, указывая на их противоречие другим нормативным актам. До сих пор неясно, чем считать лизинг: одной из разновидностей аренды или формой инвестиционной деятельности.

Новый Налоговый кодекс писался под лозунгом борьбы со всякими льготами, и все участники финансового рынка опасались, что льготы по лизинговым операциям не сохранятся. Лизинговые контракты заключаются чаще всего на срок от трех лет и больше, и никто не хотел, чтобы в течение этого срока условия договоров пришлось кардинально пересматривать из-за изменений налогового законодательства.

Но льготы на лизинг удалось отстоять. Согласно положениям, зафиксированным в главе 25 НК, лизинговые компании могут уменьшить налогооблагаемую базу на всю сумму лизингового контракта. Это служит почвой для роста как реальных лизинговых сделок, так и "серого" лизинга.

По данным Минэкономразвития, пока наиболее развит лизинг в автомобильном секторе и в секторе сельскохозяйственной техники. Только в Москве сейчас взято в лизинг таксомоторными парками около 700 иномарок, причем предприятия намерены воспользоваться правом выкупить эти машины. Лизинг сельскохозяйственной техники протекает успешно только в тех регионах, где в переоснащении сельского труда заинтересованы местные администрации. Много говорилось о лизинге самолетов, но пока там успехи незначительны - слишком велики затраты даже на одно воздушное судно, и такие сделки не по плечу одной отдельно взятой лизинговой компании, даже крупной. Пока правительство "не замечает" явного процесса обветшания российского парка воздушных судов. А нет правительственных гарантий лизинга авиатехники - не будет и новых самолетов мирового уровня.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Яблоко" отмечает 1000 дней спецоперации

"Яблоко" отмечает 1000 дней спецоперации

Дарья Гармоненко

Партия Явлинского напомнит о своей политической борьбе за мир

0
1073
Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Дарья Гармоненко

Со сбора подписей за социальное государство начнется серия новых оппозиционных проектов

0
951
У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

Анастасия Башкатова

ЦБ указал на социальную функцию быстрых кредитов до получки

0
1011
Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Екатерина Трифонова

Число действующих служителей Фемиды скоро сравняется с количеством отставников

0
906

Другие новости